Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник) 5 страница

Рынок — это экономическая система, которая ориентирована на потребителя. Отсюда — важность изучения поведения потребителей на рынке. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на различные блага, что влияет на направления развития производства и структуру экономики в целом. Осуществляя покупки, потребители должны ответить на вопросы: как уравновесить расходы с доходами в рамках личного бюджета? Какова полезность потребительских благ? Насколько соизмеримы полезность и цена этих благ? Многообразие субъективных ответов потребителей все же формирует некие общие закономерности потребительского поведения.

Первая закономерность — полезность. Это общее удовлетворение определенных потребностей индивида в результате потребления данного количества блага в тот или иной промежуток времени. Поскольку на практике полезность определить невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя — с помощью кривых безразличия и бюджетных ограничений.

Если покупателю все равно, какую комбинацию товаров на рынке предпочесть, то тогда он находится в положении безразличия. Для примера возьмем потребителя, имеющего фиксированный денежный доход, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Имеются различные комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров потребитель в равной мере безразличен — в том смысле, что они приносят ему одинаковую полезность.

Итак, совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия. С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями покупателей.

Казалось бы, потребителю безразлично, какой набор вдоль кривой безразличия он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А так как бюджет потребителя ограничен, то его выбор тоже ограничен. Существует ряд возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей и есть кривая бюджетных ограничений, или бюджетной линии. Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу, увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Таким образом, если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, то кривая бюджетных ограничений — что потребитель может купить. Цель потребителя — сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.

Вторая закономерность потребительского поведения — ограничения потребительского выбора. Если выбранный продукт полезен для потребителя, то существуют определенные ограничения для покупателя. Это уровень цены на товары, размер дохода потребителя, потребительские предпочтения. По реакции потребителя на изменения дохода, приобретаемые товары классифицируются на:

• нормальные товары (спрос растет вместе с ростом дохода);

• товары первой необходимости (темп роста спроса ниже темпа увеличения дохода);

• предметы роскоши (темп роста спроса опережает темп увеличения дохода);

• товары низшего качества (спрос сокращается с увеличением доходов).

Третья закономерность потребительского поведения — варианты выбора. Они реализуются под воздействием закона убывающей предельной полезности (рассмотренного нами выше), эффект дохода и эффекта замещения.

Решение о количестве, в котором следует выбирать для потребления данное благо — это результат сопоставления потребителем выгод и издержек.

Этому в значительной степени способствуют эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода означает увеличение реального дохода потребителя в результате снижения цены на один из потребляемых товаров. В этом случае для потребителя появляется возможность увеличить покупку товаров. Эффект дохода проявляется в росте благосостояния потребителя. Эффект замещения — снижение цены на один из потребляемых товаров означает, что потребители будут стремиться заменить приобретение дорогих товаров более дешевыми, то есть изменить потребительский набор. Эффект дохода и эффект замещения суммируются, повышая платежеспособность потребителей.

Главную роль в потребительском выборе играет величина доходов потребителей. Учет доходов и расходов потребителей аккумулируется в бюджете семьи (потребительском бюджете) состоящем из доходов и расходов. Основные статьи дохода: заработная плата; предпринимательский доход; доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды); доходы из прочих источников (выигрыш, наследство и т.д.).

Расходная часть бюджета включает: налоговые выплаты; оплата коммунальных услуг и транспорта; приобретение продуктов питания, одежды, обуви; образование, развлечения; отдых; путешествия; добровольные пожертвования; накопления (сбережения) и прочие расходы.

Бюджет семьи отражает ее уровень жизни, уровень образования, социально-экономический статус. Бюджет семьи бывает трех видов: сбалансированный, дефицитный и избыточный.

В целом равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

На основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода экономист Э. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает. Это получило название закона Энгеля: при росте дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости — в меньшей степени, чем растет доход.

В большинстве стран мира действуют законы о защите прав потребителей. Они призваны защищать основные права потребителей: право на безопасность; право на полную информацию; право выбора; право на возмещение ущерба.

2.6. Теория факторов и издержек производства. Прибыль

В процессе производства факторы производства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предпринимательство предполагает использование различных комбинаций факторов производства, исходя из потребностей снижения издержек производства, достижения эффективности. Эффективность исчисляется путем сопоставления рыночной цены и затрат на изготовление продукта. Для экономики эффективность означает полное отсутствие потерь того, что обладает и может обладать ценностью. Для этого в идеале необходимо соблюдение двух взаимосвязанных условий: 1) любое действие в экономической теории является эффективным, если для индивидуумов как членов этой экономики выигрыш от него превышает затраты. Выигрышем рассматривается повышение благосостояния (богатства) какого-то числа людей без снижения благосостояния других; 2) любое действие, в экономической теории является неэффективным, если издержки на него превысят выигрыш индивидуумов.

Результат соединения факторов производства характеризуется также показателем производительности труда. Последняя означает эффективность, плодотворность производственной деятельности людей. Производительность измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Производительность труда = Q/Т,

где Q — количество созданного продукта;

Т — затраты труда (например, человеко-часов или количество занятых в данном производстве).

Уровень производительности труда — важнейший показатель эффективности функционирования факторов производства.

Повышение производительности труда предполагает экономию живого овеществленного труда.

Предприниматели, организуя производство, несут определенные издержки. Издержки производства определяются стоимостью всех видов затраченных на производство ресурсов. Западные экономисты под издержками производства понимают сумму затрат на приобретение факторов производства (труда, земли и капитала).

Существуют различные способы классификации издержек. Один из них — бухгалтерский и экономический подходы к выявлению издержек. Бухгалтерские, явные, или внешние, издержки — это затраты факторов производства, приобретаемые у поставщиков, т.е. на стороне. Они оцениваются в фактических ценах их приобретения. Недостаток бухгалтерских издержек объясняется тем, что он не учитывают те ресурсы, которые могут находиться в собственности предприятия, которые не нужно нигде покупать или отражать в бухгалтерских документах.

Экономический подход позволяет выявить неявные, или внутренние издержки, т.е. затраты собственных средств, стоимость ресурсов, принадлежащих собственнику.

Другой способ классификации издержек базируется на учете временных периодов, в течение которых принимаются те или иные решения. В этом случае издержки делятся на постоянные и переменные, т.е. независящие и зависящие от объема производства. Постоянные издержки могут иметь место даже в том случае, если производство вообще не осуществляется — это арендная плата, оплата охраны и управленческого персонала, налоги и т.п. В группу затрат, зависящих от объема производства, входят плата за исходные материалы, полуфабрикаты, оплата энергии всех видов, заработная плата рабочих. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые (общие) издержки, т.е. денежные затраты на производство определенного объема продукции.

Общие издержки, деленные на количество произведенной продукции, — есть средние издержки. Это издержки в расчете на единицу продукции. Могут быть средние постоянные и средние переменные издержки. Такие издержки позволяют судить об эффективности предпринимательской деятельности. Дополнительные издержки, которые необходимы для обеспечения пророста производства на одну дополнительную единицу, называются предельными издержками. Предприниматель достигает наиболее эффективного уровня объема производства, если предельные издержки равны средним издержкам.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать) при производстве товара — это альтернативные издержки, издержки отвергнутых, упущенных возможностей. Они рассматриваются как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов. Альтернативные издержки включают стоимостную оценку наилучшего использования имеющихся ресурсов из возможных альтернативных решений. Например, для самостоятельного хозяина альтернативными издержками является наивысшая заработная плата, которую он мог бы получить, выполняя работу по найму. Причиной их существования является ограниченность, люди должны сделать выбор в пользу одного, отказываясь от другого. Чем ограниченнее благо, тем выше его альтернативные издержки.

Движущим мотивом и конечной целью предпринимательской деятельности в рыночной экономике выступает прибыль.

Современные западные экономисты рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства (труда, земли, капитала и предпринимательской деятельности). В настоящее время выделяется несколько взглядов на прибыль.

1. Прибыль как безусловный доход от факторов производства. То есть прибыль — это вознаграждение владельца фирмы за предоставленные им факторы производства. Часть прибыли может представлять собой доход от труда, который затрачивает сам его владелец (труд фермера, врача, должностного лица корпорации и.т.д.). Часть прибыли может быть рентой от естественных ресурсов, находящихся в собственности владельца. Наконец, часть прибыли эквивалентна проценту на собственный каптал. Другими словами, прибыль — это и есть доход от всех факторов производства, то есть рента, процент и заработная плата.

2. Прибыль — это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введения технического усовершенствования. В крупных корпорациях все дела ведут наемные управляющие. Они получают за свой труд не прибыль, а вознаграждение в виде заработной платы. Только подлинные предприниматели за инициативу, новаторство могут получить прибыль.

3. Прибыль — вознаграждение за риск и неопределенность. Но здесь могут быть как прибыль, так и убытки. Это относится ко всем факторам производства.

4. Прибыль как «монополистический доход». Это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке. Монопольная прибыль по большей части не устойчива.

В современных условиях исследование прибыли ведется в трех основных направлениях: кейнсианском, институционально-социологическом и неоклассическом. Кейнсианская теория изучает прибыль на макроэкономическом уровне как часть национального дохода; институционалисты исследуют прибыль в рамках социальных внешнеэкономических факторов (обеспечение благами всех членов общества и т.п.).

В неоклассических теориях прибыль исследуется на уровне отдельной фирмы и связанна с показателями валового, среднего и предельного дохода.

Валовой доход (TR) фирмы формируется в виде выручки от реализации всей произведенной продукции, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции: TR = P *Q.

Средний доход (AR) рассчитывается на единицу реализованной продукции: AR = TR/ Q.

Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции: MR= AТR/ Q.

Прибыль (П) любой фирмы образуется как разница между валовым доходом и общими издержками производства: П = TR – ТС.

Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (ТС), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, фирма имеет отрицательную прибыль и убытки.

Экономисты различают бухгалтерскую, нормальную и экономическую прибыль. Бухгалтерская (финансовая) прибыль определяется как разница между валовым доходом фирмы и бухгалтерскими (явными и внешними) издержками. То есть это уплата фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой для производства продукции. Здесь не принимаются в расчет внутренние, или иначе, скрытые, неявные издержки.

Нормальная прибыль — это прибыль, необходимая, чтобы удержать капитал в деле. Используя собственные ресурсы, владелец не несет здесь явных денежных затрат. Это неоплаченные или внутренние издержки. Например, владелец собственного предприятия не платит самому себе зарплату, не получает арендной платы за здание, в котором находится его оборудование. Если он вкладывает денежные средства в свое предприятие, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. Иначе он не будет заниматься этим делом.

Таким образом, нормальная прибыль есть элемент издержек. Это не фактически полученный доход, а тот доход, который предприниматель мог бы получить от альтернативного использования ресурсов.

Экономическая прибыль — это избыток над нормальной прибылью. Экономическая, или чистая, прибыль определяется как разница между валовым доходом и суммой всех (явных и неявных) издержек. То, есть это доход, превышающий сумму всех издержек.

Относительная величина доходов фирмы определяются нормой прибыли как отношение прибыли к издержкам производства, выраженное в процентах.

2.7. Рынки факторов производства

В теории микроэкономики большой интерес вызывают рынки факторов производства. В отличие от рынков конечной продукции, рынки факторов производства — это рынки где покупаются и продаются труд, капитал, земля в различных формах.

Покупателями здесь выступают фирмы, а продавцами — домашние хозяйства совместно с фирмами. Владельцы факторов производства, продавая их на рынке, взамен получают доход: заработную плату, прибыль, процент, ренту.

Основные особенности рынков факторов производства: 1) спрос на них определяется спросом на товары конечного потребления; 2) взаимозависимость всех факторов, поскольку в отдельности каждый фактор производства не способен произвести конечный товар.

В масштабе отрасли функционирование рынков факторов производства во многом зависит от эластичности спроса на продукцию отрасли. При прочих равных условиях, чем менее эластичен спрос на продукцию отрасли, тем менее эластичен и ее спрос на все виды производственных факторов. В тоже время, чем больше доля издержек приходится на какой-либо фактор производства, тем более эластичным окажется спрос на этот фактор.

Ограниченность определенного ресурса сохраняет его предложение и при высоком спросе ведет к росту цены на него или к поиску замены его другим ресурсом.

Рынок труда — это особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Для него характерны свои особенности. Поскольку рабочая сила неотделима от ее владельца — работника, постольку работник передает свою рабочую силу во временное пользование собственнику средств производства в обмен на заработную плату. Соответственно, проданную таким образом рабочую силу называют наемной рабочей силой, а работника — наемным работником.

Марксисты считают, что отношения между работником и работодателем строятся на эксплуатации. Собственники средств производства безвозмездно присваивают часть труда наемных работников. Неоклассики утверждают, что наемный работник и предприниматель — партнеры, в одинаковой мере пользующиеся юридическими правами. Наем рабочей силы закрепляется в форме трудового договора (контракта) между работодателем и наемным работником. Работодатель за нарушение контракта несет юридическую ответственность. На рынке труда «правила игры» определяются не только соглашением продавца и покупателя, но и государством. Оно устанавливает минимальные границы зарплаты, определяет принципы налогообложения личных доходов и т.д. Необходимым условием существования рынка труда является социальная защищенность работников. Здесь реализуется возможность свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства; признание за наемным работником права на забастовки при соблюдении ряда законодательно установленных условий их проведения и т.д.

Важную роль на рынке труда играют профсоюзы, ведущие борьбу за увеличение заработной платы своих членов, улучшение условий их работы, получение дополнительных выплат и льгот.

Основные составляющие рынка труда: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция — в форме соперничества рабочих за рабочие места, а работодателей — за рабочие руки, условия найма. Спрос на рабочую силу формируется под воздействием потребностей работодателей в соответствии с совокупным спросом в экономике, размером заработной платы и уровнем цен на технику. Факторами, оказывающими влияние на предложение рабочей силы, являются: общая численность населения, численность активного трудоспособного населения; размер заработной платы; налоговая система, культура и религия и т.д.

Соотношение спроса и предложения на рынке труда характеризует его конъюнктуру. При их совпадении рынок труда будет равномерным, при превышении спроса на труд над предложением — трудодефицитным, при превышении предложения труда над спросом — трудоизбыточным. Через механизм спроса и предложения устанавливается определенный уровень занятости и оплаты труда.

Отличительные черты современного рынка труда в России:

· рост безработицы. В 2009 г. он превысил 8 % экономически активного населения;

· изменение распределения рабочей силы по секторам экономики — большая часть рабочей силы в настоящее время занята в частном секторе;

· появление более 1 млн беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве;

· неполная занятость. Почти 7 % работающих имеют неполный рабочий день;

· глубокая территориальная дифференциация занятости — до 10 раз различается уровень безработицы в разных регионах;

· низкий уровень пособий по безработице.

В целом следует отметить, что рынок труда в России не имеет еще законченного правового оформления, находится в стадии становления.

Современные западные экономисты выдвигают концепцию, в соответствии с которой труд имеет цену. Труд как фактор производства приносит доход, называемый заработной платой. Цена труда и есть заработная плата. Последняя рассматривается как вознаграждение за труд. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная выражается в сумме денег, которую работники получают за свой труд. Реальная — это количество материальных и духовных благ и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы, уровня цен на товары и услуги. Заработная плата выступает в двух формах — повременная и сдельная.

При повременной форме зарплата устанавливается фиксированной в зависимости от разряда и фактически отработанного времени. При сдельной форме зарплата начисляется, исходя из объема произведенной продукции и расценки на ее единицу с учетом качества продукции. Формы заработной платы выступают в различных системах.

Рынок капитала играет центральную роль в функционировании рыночной экономики. События на рынке капитала служат своеобразным индикатором положения в экономике в целом.

В трактовке марксистов, капитал — это совокупность экономических отношений, свойственных капиталистическому способу производства, основанных на эксплуатации наемного труда. Капитал есть общественная экономическая сила в виде денег и средств производства, монополизированная одной частью общества — капиталистами и порабощающая другую часть общества — наемных рабочих.

Современные западные экономисты трактуют «капитал» широко — все, что способно приносить доход. Нередко под капиталом понимаются средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их потребителю. Непроизводственной целью каптала является получение прибыли.

Рынок капитала является одним из наиболее контролируемых и регулируемых со стороны государства. Воздействуя на него, правительство в той или иной мере управляет экономическими процессами в обществе.

Рынок капитала является комплексным; он состоит из трех основных сегментов: 1) рынка физического капитала; 2) рынка ссудного капитала, кредитов; 3) рынка ценных бумаг. Эти рынки взаимодействуют, дополняют друг друга.

Рынок физического капитала, или производственные фонды — это капитальное благо, используя которое, можно в будущем увеличить доход. При таком подходе производительностью обладает не только труд, но и капитал. Если фактор — труд предстает как феномен, созданный вне экономической системы, то капитал предстает как фактор, производимый самой экономической системой. Рынок физического капитала представляет собой, прежде всего, рынок машин и оборудования. Западные экономисты при характеристике физического капитала используют понятие запаса и потока. Капитал как запас представляет собой накопленное благо производственного назначения на данный момент времени. Под капиталом как потоком подразумеваются инвестиции, посредством которых приумножается имеющийся запас капитальных благ за определенный отрезок времени. Инвестирование и есть процесс создания или пополнения запаса капитала. Рынок капитала — это сфера спроса и предложения финансовых ресурсов, используемых в качестве инвестиций.

Составная часть рынка капитала — рынок ссудного капитала. Все финансовые рынки, на которых хозяйствующие субъекты предоставляют и получаю ссуду, называются рынками ссудного капитала. Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставляемый капиталистом — собственником в ссуду на условиях возвратности, за определенную плату в виде процента.

Способом движения ссудного каптала выступает кредит. Под последним понимается предоставление средств взаймы на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности материальными ценностями.

Выделяются факторы спроса и предложения ссудного капитала. Факторы спроса ссудного капитала: 1) масштабы реального производства; 2) степень развития коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого взаимно функционирующими капиталистами; 3) циклический характер развития национальной экономики; 4) величина спроса на ссудный капитал со стороны государства, землевладельцев, биржевых предпринимателей. Факторы предложения ссудного капитала: 1) масштабы реального производства; 2) удельный вес слоя рантье; 3) развитие кредитной системы; 4) циклический характер развития национальной экономики; 5) сезонные условия.

Ссудный капитал предоставляется его владельцем в ссуду за определенную плату в виде процента. То есть капитал, как фактор производства приносит доход — процент. Ссудный процент — это:1) доход, полученный собственником капитала в результате использования его денежных средств в течение определенного периода времени; 2) цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его заемных средств в течение определенного периода времени; 2) цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его заемных средств в течение определенного периода.

Западные экономисты утверждают, что процент — это цена отказа от сегодняшнего (текущего) потребления благ, своеобразная равновесная цена, возникающая в результате уравновешивания уровня доходности капитала и издержек, связанных с упущенными возможностями. То есть это цена равновесия на рынке капитала, независимо от того, получает его предприниматель в виде предпринимательского дохода или собственник в виде денежного каптала.

На рынке ссудного капитала и процента важно учитывать фактор времени. Предоставляя ссуду, субъект отказывается от текущего потребления во имя будущих больших доходов. Учет фактора времени выражается в зависимости: чем продолжительней время срочного вклада, тем выше доход на этот вклад в виде выплачиваемого процента.

Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда сравнивает ожидаемую рентабельность (ожидаемый уровень дохода на капитал) с текущей рыночной ставкой процента по ссудам. Следовательно, процент имеет весомую значимость в эффективном распределении ресурсов в рыночном хозяйстве в обосновании эффективности инвестиционных проектов.

В сфере бизнеса используется и другой способ выявления эффективности инвестиций как оценки будущих доходов. Для этого применяют дисконтирование — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности. Чтобы решать, выгодны ли капиталовложения, фирмы сравнивают стоимость единицы капитала в настоящий момент с будущей прибылью, обеспеченной этой единицей вложений. Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее значение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием, а текущая стоимость будущих доходов — дисконтированной стоимостью.

Дисконтирование осуществляется по формуле:

,

где Vp — текущая стоимость; -

Vtбудущая стоимость;

t — количество лет;

r — ставка процента;

Если дисконтированная стоимость ожидаемых в будущем доходов от капиталовложения больше, чем издержки на капиталовложения, то есть смысл делать инвестиции. Следовательно, дисконтированная стоимость необходима фирмам для принятия решений о капиталовложениях.

Что означает получить 100 долл. через год при банковской ставке 10%? Это значит, что если вы сегодня в банк положите 91 долл., то через год при 10% годовых вы получите 100 долл. То есть сегодняшняя стоимость будущих 100 долл. равна 91 долл. При тех же условиях 100 долл. через два года сегодня стоит 83 долл. Эта процедура и называется дисконтированием.

В широком смысле, население использует процедуру дисконтирования с целью осуществить рациональный экономический выбор. Формула дисконтирования показывает: чем ниже ставка процента и меньше период времени (величина t), тем выше дисконтированная величина будущих доходов.

При анализе категории процента различают номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная ставка — это текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции. Реальная ставка — это номинальная ставка ссудного процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах. Если номинальная ставка ссудного процента, например, составляет 15, а уровень инфляции за рассматриваемый период — 4, то реальная процентная ставка будет составлять 11%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: