Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник) 3 страница

В рыночной экономике выделяют три вида цен: государственные, договорные и мировые.

Государственные цены – это цены на продукцию предприятий – монополистов, на социально значимые товары, на базовые для экономики данной страны ресурсы. Система государственных цен состоит из следующих элементов:

· фиксированные цены, жестко установленные правительством;

· регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

Договорные цены — рыночные, свободные цены, учитывающие только спрос и предложение на данный товар.

Мировые цены — цены, применяемые в международной торговле. Они рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.

1.5. Механизм функционирования
рыночной экономики

Рыночная экономика выступает главным объектом исследования экономи­ческой теории. В истории развития рыночного хозяйства прослеживаются сле­дующие этапы: обмен, товарное обращение, рынок.

Рынок является результатом естественно — исторического процесса разви­тия товарного производства, вызванного общественным разделением труда и обособлением хозяйствующих субъектов. Рынок многолик, поэтому его иссле­дуют с разных сторон, как: а) совокупность экономических отношений по пово­ду купли — продажи; б) общественную форму организации экономики; в) форму общественной связи между хозяйствующими субъектами.

Рынок — это система организационно — экономических отношений, реали­зуемая через куплю — продажу во всех сферах воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении. Рынок как форма организации экономи­ческих связей в обществе основан на отчуждении и присвоении товара путем его эквивалентного обмена. Рынок не тождественен всякому обмену. Есть вид об­мена, к которому рынок не имеет прямого отношения. Это — обмен деятельно­стью людей, возникающий в процессе труда (передача опыта, навыков и т. д.). На определенном этапе развития общественного производства возникает обмен результатами труда. Именно с этим и связан рынок. То есть рынок означает об­мен результатами трудовой деятельности, а последнее обусловлено разделени­ем труда. Прежде чем принять рыночную форму, обмен прошел в своем разви­тии ряд нерыночных ступней, начиная с прямого продуктообмена. Рынок прак­тически завершает развитие обмена, выступает его высшей формой. Основопо­лагающими элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Основные функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, дифференцирующая.

В рыночной экономике координация хозяйственной жизни и управление ею осуществляется через систему цен, прибылей и убытков в условиях действия конкуренции. Эта система решает что производить (решают покупатели, «голосующие» своими деньгами), как производить (решают производители, стремящиеся получить больший доход), для кого производить (вопрос решается в пользу тех, кто располагает большим доходом). В результате достигается эффективное использование ограниченных ресурсов, устанавливаются оптимальные структурные пропорции и объем производства товаров и услуг, выбирается такой способ производства, который обеспечивает минимизацию издержек и максимизацию прибыли, распределение и обмен созданного продукта между различными группами общества и индивидуумами осуществляется в соответствии с получаемыми доходами.

В истории развития рыночных отношений выделяются четыре типа рынка:

Неразвитый — рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Свободный — рынок свободной конкуренции.

Регулируемый (цивилизованный) — модель смешанной экономики. Здесь часть экономических отношений регулируются рынком, а часть — государством.

Деформированный — присущ административно-командной системе. Здесь преобладает чрезмерная централизация и распределение ресурсов, монополизация производителей.

Современная рыночная экономика предполагает тесное взаимодействие государственного регулирования и саморегулирование рынка. Саморегулируемый рынок основывается на преобладании частной собственности и со­ответствующих ей форм хозяйствования, саморегулируется при помощи механизма конкуренции, спроса и предложения, цен. Саморегулирование предполагает свободу производства и обмена, свободу распоряжения про­дуктом своей деятельности, свободу выбора партнеров и способов взаимо­действия с ними.

Государственное регулирование рынка связано, прежде всего, с дея­тельностью законодательной, исполнительной и судебной власти.

В современном обществе существует еще один уровень регулирова­ния рыночных отношений — различными институтами и средствами граж­данского общества. Развитый рынок предполагает существование союзов предпринимателей, профсоюзов наемных работников, органов производ­ственного самоуправления, потребительских обществ и многих других структур, обеспечивающих цивилизованные взаимоотношения всех участ­ников производства и обмена. Социальное партнерство, реально содейст­вующее балансу всех экономических интересов, обеспечивается, прежде всего, на уровне гражданского общества.

В целом рынку присущи преимущества перед другими формами экономических порядков, а именно:

· эффективное распределение ресурсов;

· возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;

· гибкая приспособляемость к изменениям;

· оптимальное использование результатов НТП с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

· свобода выбора и действий производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

· способность удовлетворения разнообразных потребностей в требуемом количестве и высокого качества.

Вместе с тем в рыночной экономике немало негативных сторон. Она не способна:

· сохранить невоспроизводимые ресурсы;

· сохранить окружающую среду;

· регулировать мировые богатства;

· гарантировать право на труд и доход (не перераспределяет дохо­ды);

· обеспечить фундаментальные исследования;

· производить социально значимые (общественные) товары — рынок удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги;

· обеспечить стабильность, повышение качества, снижение затрат. Решение этих проблем берет на себя государство.

Итак, рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако эффективность их распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки) порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в цене.

В ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии возникают тогда, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсирующие издержки у третьей стороны. Например, производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

Положительные же внешние эффекты проявляются тогда, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Так, услуги образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом.

Внешние эффекты в обществе имеют место там, где размыты права собственности (например, при использовании таких ресурсов, как вода, воздух и т.п.). Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов. Если, например, государство потребует от хозяина предприятия уплаты налога, равного по величине нанесенным убыткам, то тогда у него появится стимул полностью учесть последствия своих действий. В этом случае внешние эффекты превратятся для него во внутренние (интерналии).

Рынок имеет сложную структуру. Она зависит от:

· форм собственности;

· структуры товаропроизводителей;

· особенностей сферы товарного обращения.

Основные критерии классификации структуры рынка:

по экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг;

по товарным группам выделяют рынки товаров производственного назначения, народного потребления, сырья и материалов;

по пространственному признаку рынки могут быть местными (ло­кальными), региональными, национальными, международными;

по характеру взаимоотношений между продавцами и покупате­лями различают рынки свободный, монопольный, олигопольный, регули­руемый;

по видам участников рыночных отношений существуют рынки оптовый, розничной торговли, государственных закупок сельскохозяйст­венной продукции;

по уровню насыщения товарами может быть рынок равновесный, дефицитный, избыточный.

Субъектами рынка выступают: домохозяйства, фирмы, государство.

Современный рынок немыслим без развитой инфраструктуры. Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

К основным элементам инфраструктуры современного рынка относятся:

  • биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
  • эмиссионная система и эмиссионные банки;
  • кредитная система и коммерческие банки;

· система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

  • налоговая система и налоговая инспекция;
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средства массовой информации;
  • система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  • профсоюзы, работающие по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • таможенная система;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • аудиторские компании;
  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение реализации интересов участников рыночных отношений;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· организационное оформление рыночных отношений;

· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: организациях, учреждениях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

ГЛАВА II. Микроэкономика

2.1. Микроэкономика
и методы микроэкономического анализа

Важная составная часть экономической теории — микроэкономика, основоположником которой считается А. Маршалл.

Исследования здесь сосредотачиваются на поведении отдельных обособленных экономических субъектов. Предметом микроэкономики (от греческого «микро»- маленький) является механизм принятия решения на уровне домашних хозяйств и фирм в заданных экономических условиях, а также механизм формирования этих «заданных условий» в результате их совместных действий.

Микроэкономика объясняет, как и почему потребители, работники, фирмы, землевладельцы и владельцы капитала принимают решения о покупке товара, и как на их выбор влияет изменение цен и доходов; каким образом фирмы различных рыночных структур решают вопрос об объемах производства, максимизирующих их прибыль, о назначении цен, найме необходимого количества рабочих т.д. Отметим, что существует и другая трактовка, согласно, которой предметом микроэкономики является изучение проблем не только отдельной фирмы, домохозяйств, но и отраслей, а также вопросы использования ресурсов, конкретных цен, конкретных товаров и услуг.

Исторически микроанализ предшествовал макроанализу. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объектов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также поведение субъектов, отношения между ними в процессе общественного производства. В тоже время объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством. Основные разделы микроэкономики: производство и рынки факторов производства; теория потребителя; теория фирмы и рыночной структуры; проблемы монополии и конкуренции; проблемы взаимодействия государства и частного сектора; анализ рынка труда; вопросы распределения доходов.

В последние десятилетия микроэкономика претерпела определенную модификацию, в частности, расширился ее объект. Сферой микроанализа являются не только отдельные предприятия, но и крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами. В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения значение микроанализа значительно возрастает, поскольку отношения между субъектами микроэкономики складываются именно на рынке.

2.2. Спрос и предложение на микроуровне

Основополагающие категории рыночной экономики — спрос и предложение. Их анализ необходим в выявлении принципов функционирования рынка.

Спрос — это количество товаров и услуг, которые способны приобрести покупатели при заданных ценах и в определенный промежуток времени. Спрос на любой товар должен быть платежеспособен.

Спрос формируется под влиянием многочисленных факторов. Спрос на определенное благо в основном зависит от цены товара. При снижении цены потребитель имеет возможность приобрести больше данного товара. И наоборот.

На спрос влияют и неценовые факторы:

· денежные доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;

· предпочтительные вкусы потребителей;

· число потребителей, масштабы рынка. Уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот;

· цены на сопряженные товары. Например, повышение цены на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили;

· перспективные ожидания повышения и снижения цен;

Влияние цен и неценовых факторов на спрос изобразим графически.

P — цена, Q — количество

Рис. 1. Кривая спроса

На графике точки А, В, С, показывающие количество данного товара, которые покупатели готовы и имеют денежную возможность приобрести в данный период по конкретной цене, характеризуют величину (объем) спроса. А вся кривая DD характеризует сам спрос.

Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. В основе этогозакона лежит ограниченность доходов покупателей. При высокой цене не все покупатели могут приобретать товар, при ее снижении возрастают число покупателей и размеры покупок.

Изменение величины спроса выражается в «скольжении» вверх и вниз вдоль кривой спроса. Сам спрос в этом случае остается неизменным. Изменение самого спроса означает сдвиг кривой спроса вправо (увеличение — кривая D1D1) и влево (уменьшение — кривая D2D2). Это происходит под воздействием неценовых факторов.

Теперь рассмотрим предложение. Это — желаниеи способность продавцов (производителей) предоставлять товары для продажи на рынке по определенной цене. Объем предложения — количество благ и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени.

Цена товара — важнейший фактор не только спроса, но и предложения. Понижение цены ведет к сокращению предложения, рост цен — соответственно к его увеличению. При фиксированной цене на товар предложение зависит от следующих неценовых факторов: цены на экономические ресурсы; технология и организация производства; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; налоги и субсидии; число товаропроизводителей; перспективные ожидания.

Изобразим графически влияние цен и неценовых факторов на предложение.

P — цена, Q — количество

Рис. 2. Кривая предложения

На графике точки А, В, С, указывают на количество данного товара, которое производители (продавцы) хотят и могут предложить на рынок в определенный период по конкретной цене. Они характеризуют величину (объем) предложения. Прямая зависимость между ценой и величиной предложения называется законом предложения.

Изменение величины предложения на графике выражается в «скольжении» по кривой предложения SS, характеризующей само предложение. Т.е в этом случае само предложение остается неизменным. Кривая предложения сдвигается вправо (увеличение предложения — кривая S1 S1) или влево (уменьшение предложения S2 S2) от исходной позиции, если «сработают» неценовые факторы. В этом случае изменится само предложение.

Между спросом и предложением конкретного товара в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Оно является процессом влияния на спрос и на предложение многочисленных факторов. Соотношение спроса и предложения — это тот механизм, который определяет рыночную цену. Закон, выражающий взаимосвязи между спросом и предложением товаров, именуется законом спроса и предложения.

Конкретная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену, в конечном счете, приводит к уравновешиванию спроса и предложения, к установлению равновесной цены (см. рис. 3)

Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой.

 
 
Р — цена, Q — количество, DD — кривая спроса, SS- кривая предложения, С — точка рыночного равновесия, равенство спроса и предложения


Рис 3. График рыночного равновесия

Механизм установления цены равновесия определяется двумя тенденциями: 1. При более высокой цене, чем цена равновесия (Р3), предложение превышает спрос на величину отрезка АВ. В этой ситуации под давлением конкурентов между продавцами цена будет вынужденно снижаться. 2. При цене ниже цены равновесия (Р1) спрос превысит предложение на величину отрезка ЕL. Под давлением конкуренции между покупателями цены станут повышаться.

В результате взаимодействия этих тенденций в точке С установится равенство спроса и предложения, рыночное равновесие. В случае если цена спроса равна цене предложения, количество товара (Q2), производимого за единицу времени, можно назвать равновесным, а цену (Р2), по которой он продается, равновесной.

Равновесная цена свидетельствует, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю, т.е. в этой ситуации рыночная экономика будет максимально эффективной. В точке равновесия противоположные интересы продавцов и покупателей совпадают. Таким образом, равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. То есть уровень цены объема рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.

На формирование равновесной цены влияют различные факторы. В этой связи называют четыре правила спроса и предложения:

1) увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

2) уменьшение спроса ведет к снижению равновесной цены и равновесного количества товара;

3) рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению количества товара;

4) уменьшение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и сокращение равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в любых изменениях спроса и предложения.

В теории рыночного равновесия большое значение придается фактору времени. В частности, А. Маршалл различал мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие. В мгновенный период времени товаропроизводители не способны принять действенные меры к изменению условий производства, и поэтому предложение товаров неизменно, а цена целиком зависит от спроса. В краткосрочный период времени парк средств производства также практически невозможно изменить. Однако количество выпускаемой продукции может возрасти за счет лучшего использования оборудования. И это может повлиять на уровень равновесной цены. В долгосрочном периоде производитель может приспособиться к спросу, может расширить сове производство в соответствии со спросом, что позволит установить цену равновесия на ином уровне.

Уровень равновесной цены во многом зависит от системы налогообложения. Высокая ставка налогов позволяет правительству взыскивать с производителей существенную долю прибыли. Это ведет к уменьшению производства и предложения товаров, а, следовательно, и росту цен. На процессы ценообразования влияет и в целом экономическая политика правительства.

Если, скажем, правительство определит гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции по очень низким ценам, ниже равновесной цены, то фермеры уменьшат предложение продукции и образуется ее дефицит.

Эти и другие факторы, а также конкурентная борьба приводит к тому, что ценовое равновесие постоянно нарушается, возникает новая волна колебания цен. Примечательно, что действие закона спроса и предложения проявляется только в том случае, когда нарушается равновесие между спросом и предложением. Именно в такой ситуации возникает необходимость в изменении пропорций производства, рыночных цен и других факторов, воздействующих на равновесие спроса и предложения. Стабильность рыночного равновесия проявляется в способности рынка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, т.е. посредством рыночного механизма. Если же равновесие не обладает свойствами устойчивости, то возникает необходимость регулирования рынка.

Механизм взаимодействия спроса и предложения, покупателей и продавцов органически связан с эластичности спроса и предложения.

Эластичностью называется чувствительность, степень изменения спроса и предложения под воздействием различных факторов, например, цены. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены. Понятие «эластичность спроса» означает, что небольшое изменение цены ведет к значительному изменению количества продукции, на которую предъявлен спрос. Если же существенное изменение в цене вызывает лишь небольшое изменение количества покупаемого товара, то спрос на него называется неэластичным. В теории рыночной экономики выделяется понятие «единичная эластичность», отражающая ситуацию, при которой процентное изменение цены равно процентному изменению спроса на товар. При совершенно неэластичном спросе изменение цены продукта не влияет на объем спроса на него, будет изменяться только выручка. Абсолютно эластичный спрос означает ситуацию, когда при определенной цене покупатели готовы купить неограниченное количество товара.

Коэффициент эластичности спроса выражается формулой:

%-ное изменение спроса на определенный товар

Кэспр. =.

%-ное изменение цены определенного товара

Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. Для больных сахарным диабетом спрос на инсулин абсолютно неэластичен. На эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем больше ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время. За это время потребитель найдет альтернативу подорожавшему товару.

Знание эластичности спроса по цене имеет большое значение для поведения предпринимателя, выбора цен. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, т.к. в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, т.к. только в данном случае выручка может увеличиться.

На эластичность спроса влияют не только цены товара, но и другие факторы, например, доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1%.

Ценовая эластичность предложения изменяется так же, как и эластичность спроса, но в формуле коэффициента эластичности вместо величины процентного изменения спроса на определенный товар указывается процентное изменение количества предлагаемой продукции. Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным, то мы имеем дело с неэластичным предложением. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Основным фактором эластичности предложения является время, в течение которого производитель сможет отреагировать на снижение или возрастание цены на его продукты. Принято выделять кратчайший рыночный период, короткий и долговременный период, в течение которых производитель в состоянии отреагировать на изменение конъюнктуры. В кратчайшем периоде предложение в высшей степени неэластично. В долговременном периоде эластичность предложения выше, чем в коротком, в коротком периоде в условиях загруженности имеющихся мощностей возможен лишь ограниченный прирост производства. В долговременном же периоде при благоприятном изменении спроса возможности для наращивания предложения практически безграничны.

2.3. Предпринимательство в рыночной экономике.

Теория фирмы

В рыночной экономике соединение факторов производства для создания товаров и услуг осуществляется в основном посредством предпринимательской деятельности. Предпринимательство — это инициативная, самостоятельная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем, на получение прибыли или личного дохода. Осуществляется от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.

Субъектами предпринимательства могут выступать индивиды (или семьи) различного рода ассоциации, в отдельных случаях государство в лице соответствующих органов. Предпринимательство не есть какой-либо особый вид хозяйствования. Практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской. Предпринимательство рассматривается, прежде всего, как метод хозяйствования и тип экономического мышления.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. В этом смысле выделим основные признаки предпринимательства:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: