Практическое занятие (2 часа)

Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Формы общения, способствующие разрешению конфликтов: переговоры, посредничество и арбитраж, миротворчество и т.д.

Переговоры как способ конструктивного разрешения конфликта. Переговорный процесс, его сущность, функции. Психологические механизмы и технологии переговорного процесса. Модель ведения переговоров Р.Фишера и У. Юри.

Модель построения взаимоотношений в процессе переговоров (Р.Фишер, С.Браун).

Деструктивная тактика оппонента и способы ее нейтрализации. Техника «психологического айкидо» М.Литвака.

Посредничество и арбитраж как способы урегулирования конфликтных отношений.

Таблица 1.

Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Введение в конфликтологию     2 час – лекции, 2 час – практические занятия  
  Теоретико-методологические основы конфликтологии     2 часа – лекции, 2 часа – практические занятия  
  Внутриличностные конфликты     4 час – практические занятия  
  Межличностные конфликты     4 час – практические занятия  
  Групповые конфликты     2 час – лекции, 2 час – практические занятия  
  Социальные конфликты     2 час – лекции, 4 час – практические занятия, 8 часа – СРС  
  Семейные конфликты     4 час – практические занятия  
  Конфликты в сфере управления     2 час – практические занятия  
  Конфликты в условиях учебной деятельности     2 час – практические занятия  
  Глобальные и геополитические региональные конфликты     2 час – практические занятия  
  Психологические особенности поведения личности в конфликте     2 час – лекции, 2 час – практические занятия  
  Основы предупреждения конфликтов     2 час – лекции, 2 час – практические занятия  
  Основы успешного разрешения конфликтов     2 час – практические занятия  
5. Образовательные технологии

Освоение дисциплины "Конфликтология" предполагает использование традиционных (лекции, практические занятия с использованием методических материалов) форм обучения.

Тема 1.Введение в конфликтологию.

Проблематика, предмет и задачи конфликтологии. Конфликтология в системе наук. Предпосылки формирования конфликтологических идей. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов. Отражение конфликтологических идей в средние века в учениях: Фомы Аквинского и др.; в эпоху Возрождения в учениях Н.Кузанского, Коперника, Н. Макиавелли; В «Новое время» и эпоху Просвещения в трудах: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Смита. Природа конфликта в научных взглядах мыслителей первой половины XIX века: И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.

Основные тенденции развития конфликтологических идей во второй половине XIX века и начале XX века в трудах: О.Конта, В. Вунда, Ч. Дарвииина и др.

Возникновении конфликтологии как теории и практики в середине XX века.

Возникновение конфликтологии в России.

Тема 2.Теоретико-методологические основы конфликтологии.

Понятие конфликта, его сущность, структура. Причины возникновения конфликтов. Функции конфликтов. Динамика конфликтов. Различные подходы к типологии конфликтов (Р. Дарендорф, И. Дойч, Н. Гришина и др.). Основные виды классификаций конфликтов. Конфликт – тип трудных ситуаций.

Методологические принципы исследования конфликтов. Этапы и фазы конфликта.

Программа конфликтологического исследования. Методы исследования конфликтности и конфликтных отношений. Особенности применения методов психологии в конфликтологическом исследовании. Методика организации конфликтологического исследования.

Тема 3.Внутриличностные конфликты.

Общая характеристика внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции и подходы к пониманию внутриличносного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта: З.Фрейд, К.Г.Юнг, К. Роджерс, В. Франкл. Э. Эриксон, К. Левин, Л. Фестингер, А. Маслоу, В. Мерлин, В. Мясищев, А. Анцупов и др. Основные виды внутриличностных конфликтов. Психологическая защита как способ выхода из внутриличностного конфликта. Последствия внутриличностных конфликтов.

Тема 4.Межличностные конфликты.

Общая характеристика межличностного конфликта. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Сферы проявления, их причины и способы разрешения.

Тема 5.Групповые конфликты.

Общая характеристика групповых конфликтов, их особенности и структура. Проблема групповых конфликтов во взглядах Г. Лебона, У.Мак-Дугала, З.Фрейда, Д. Долларда, Н.Миллера, М. Дойча и др. Внутригрупповой фаворитизм. Причины возникновения групповых конфликтов.

Тема 6.Социальные конфликты.

Конфликты в сфере экономических, политических, социальных, идеологических, правовых, нравственных, этических и других областях общественных отношений, их общая характеристика. Основные пути разрешения социальных конфликтов.

Тема 7.Семейные конфликты.

Кризисные периоды в развитии семьи. Кризисные, конфликтные, невротические семьи. Причины супружеских конфликтов. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Конфликты в отношениях родителей и детей. Причины возникновения и факторы провоцирующие конфликты между родителями и детьми. Конфликты между «различными поколениями», их причины, особенности, формы протекания и разрешения.

Тема 8.Конфликты в сфере управления.

Предпосылки конфликтных отношений и типы конфликтов в сфере управления. Особенности конфликтов между руководителями и подчиненными.

Тема 9.Конфликты в условиях учебной деятельности.

Причины возникновения конфликтных отношений между преподавателями (учителями) и учащимися, преподавателями (учителями) и родителями, конфликтов в педагогическом и ученическом коллективах.

Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах. Конфликтно-стрессовые ситуации в работе с подростками. Конфликтно-стрессовые ситуации в работе с учащимися старших классов. Конфликтно-стрессовые ситуации в вузе.

Особенности протекания конфликтов в условиях учебной деятельности, их разрешение и профилактика.

Тема 10.Глобальные и геополитические региональные конфликты.

Общая характеристика глобальных конфликтов и их причинны. Типы глобальных конфликтов. Понятие региональных конфликтов. Их субъекты, причины возникновения. Особенности внутригосударственных, межгосударственных конфликтов.

Тема 11.Психологические особенности поведения личности в конфликте.

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии («конструктивная», «деструктивная», «конформистская») и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте, их преимущества и недостатки (Модель К.Томаса – Р. Килмена).

Индивидуальная предрасположенность к конфликтам. Типы конфликтных личностей. Личностные качества, характеризующие конфликтную личность. Конфликтоустойчивость личности, ее сущность, характеристики.

Тема 12.Основы предупреждения конфликтов.

Профилактика конфликтов путем создания объективных организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.

Просвещение. Обучение техникам эффективной коммуникации в конфликтной ситуации (Д.Корнелиус и С.Фэйр; Дж. Скотт; Д.Дэн; М.Литвак и др.) Укрепление психологического здоровья личности и профилактика стрессов.

Тема 13.Основы успешного разрешения конфликтов.

Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Формы общения, способствующие разрешению конфликтов: переговоры, посредничество и арбитраж, миротворчество и т.д.

Переговоры как способ конструктивного разрешения конфликта. Переговорный процесс, его сущность, функции. Психологические механизмы и технологии переговорного процесса. Модель ведения переговоров Р.Фишера и У. Юри.

Модель построения взаимоотношений в процессе переговоров (Р.Фишер, С.Браун).

Деструктивная тактика оппонента и способы ее нейтрализации. Техника «психологического айкидо» М.Литвака.

Посредничество и арбитраж как способы урегулирования конфликтных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: