Теории личности увеличиваются в количестве словно при эпидемии чумы. Болезнь
может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов. В
отличие от эпидемий, однако, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке.
Они больше похожи на забаву для доктора, которого интересует само насекомое, а не
попытка раскрыть, почему умирают жертвы укуса. Прогноз в таких случаях должен
предполагаться и быть руководящим принципом.
Короче говоря, мы сталкиваемся с распространением якобы теорий и недостатком
необходимой проверки. Попытки проверять и опровергать существующие концепции
кажутся далеко менее привлекательными, чем соблазн фабриковать новые. Еще большего
осуждения заслуживает факт, что теории, казалось бы потенциально зрелые, даже не
излагаются в систематической форме, способствующей исследованию. Настоящая книга
написана с целью содействовать заполнению пробела.
Чтобы приблизиться к задаче создания по-настоящему весомой теории личности,
|
|
представляется разумным начать с организации в единую структуру тех теорий, которые
получили некоторый кредит доверия в области их приложения. Для большинства
профессионалов, чья работа тесно связана с личностной сферой, психоаналитическая
теория, понятая в самом широком смысле, вероятно, является самой ценной. Социальные
работники, психиатры, клинические психологи среди других сплошь и рядом
руководствуются психоаналитическими принципами в повседневной практике. Если автор в
дальнейшем считает оправданным сужение масштаба обозрения (что, очевидно, имеет
место), он также исходит из факта, что психоаналитическая теория, по всеобщему мнению,
наиболее всеобъемлющая из личностных теорий. С другой стороны, мало причин
· 25-
оправдываться относительно ограничения усилий только на этой теории. Она представлена
многими разновидностями, как покажут последующие страницы.
В книге приблизительно две трети объема посвящено изложению различных
психоаналитических теорий личности. Понятно, что содержание не может быть новым и не
может в полноте отражать первоисточники. Предполагаемая уникальность вклада состоит в
способе размещения и организации материала в целях облегчить сравнение различных
теоретических позиций по тем же самым вопросам. Прежде всего в подготовке рукописи
необходимо было решить задачу построения основной структуры, релевантной всем
теориям. Для реализации этого намерения наиболее подходящим показалось изложение
взглядов в соответствии с хронологической последовательностью формирования личности.
|
|
Кроме того, исходным, естественно, был факт традиционного обращения авторов-
психоаналитиков к процессу развития. Такая структура, следовательно, обоснована и тем,
что адекватная теория, в конечном счете, должна способствовать пониманию, предсказанию
и контролю за проявлениями поведения.
Наблюдение за становлением личности в течение ряда лет влечет разделение на
возрастные уровни, начиная с возможных пренатальных воздействий и влияния родов
вплоть до формирования структуры характера у взрослых. Непрерывность перехода от
одного уровня к другому показана, насколько это возможно, единообразием принципа
описания содержания отдельных возрастных периодов: формирование эго и супер-эго;
психосексуальное развитие; отношения с другими людьми и механизмы психо-логической
защиты. Каждый раздел начинается с изложения фрейдистских воззрений, затем следуют
взгляды ранних и поздних отступников от ортодоксального психоанализа. Остается
надежда, что в дальнейшем организация материала могла бы быть улучшена.
В этом месте следует остановиться, чтобы дать краткую характеристику тем, кто
занимает видное положение в тексте. Мысль, что психоаналитическая теория изошла от
лица Зигмунда Фрейда (точнее, из губ его пациентов) незадолго до начала нашего столетия,
не будет большим откровением для читателя. Почти в равной мере известна плеяда “ранних
отступников” в период второго и третьего десятилетий двадцатого века: Адлер, Юнг и Ранк.
Позднее начался подъем различных “неофрейдистских” движений. Эти и другие
исторические особенности, значимые в оценке эволюции психоанализа, достаточно полно
документированы (56, 61, 65) и не относятся напрямую к данной работе.
Важно, однако, попытаться прояснить различия между современными ортодоксами и
неофрейдистскими теоретиками. Существует мнение, что в настоящее время каждый
является неофрейдистом. Имеется в виду выход из моды многих оригинальных повсеместно
распространенных формулировок Фрейда. Отношение Фрейда к влиянию культуры
значительно изменено во взглядах такого видного ортодоксального последователя, как Отто
Фенихель. Но неофрейдисты идут еще дальше. Они возражают по вопросам, подобным
теории либидо, метафорическим концепциям Фрейда и ортодоксальному акцентированию
раннего психосексуального развития. Не учитывая позиции по этим проблемам,
неофрейдисты сами представляют гетерогенную группу. Возможно, наименее запутанным
способом знакомства будет простое называние лиц, обычно причисляемых к
неофрейдистам: Карен Хорни, Эрик Фромм, Гарри Салливан, Абрам Кардинер, Клара
Томпсон. К противоположному лагерю относится Мелани Клейн, лидер британской школы
психоанализа, которую считают, согласно многим ее формулировкам, “большей
последовательницей фрейдизма, чем сам Фрейд”. Наряду с Фрейдом и Фени-хелем в так
называемой “ортодоксальной” группе следует упомянуть таких видных деятелей, как Анна