Предисловие. Теории личности увеличиваются в количестве словно при эпидемии чумы

Теории личности увеличиваются в количестве словно при эпидемии чумы. Болезнь

может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов. В

отличие от эпидемий, однако, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке.

Они больше похожи на забаву для доктора, которого интересует само насекомое, а не

попытка раскрыть, почему умирают жертвы укуса. Прогноз в таких случаях должен

предполагаться и быть руководящим принципом.

Короче говоря, мы сталкиваемся с распространением якобы теорий и недостатком

необходимой проверки. Попытки проверять и опровергать существующие концепции

кажутся далеко менее привлекательными, чем соблазн фабриковать новые. Еще большего

осуждения заслуживает факт, что теории, казалось бы потенциально зрелые, даже не

излагаются в систематической форме, способствующей исследованию. Настоящая книга

написана с целью содействовать заполнению пробела.

Чтобы приблизиться к задаче создания по-настоящему весомой теории личности,

представляется разумным начать с организации в единую структуру тех теорий, которые

получили некоторый кредит доверия в области их приложения. Для большинства

профессионалов, чья работа тесно связана с личностной сферой, психоаналитическая

теория, понятая в самом широком смысле, вероятно, является самой ценной. Социальные

работники, психиатры, клинические психологи среди других сплошь и рядом

руководствуются психоаналитическими принципами в повседневной практике. Если автор в

дальнейшем считает оправданным сужение масштаба обозрения (что, очевидно, имеет

место), он также исходит из факта, что психоаналитическая теория, по всеобщему мнению,

наиболее всеобъемлющая из личностных теорий. С другой стороны, мало причин

· 25-

оправдываться относительно ограничения усилий только на этой теории. Она представлена

многими разновидностями, как покажут последующие страницы.

В книге приблизительно две трети объема посвящено изложению различных

психоаналитических теорий личности. Понятно, что содержание не может быть новым и не

может в полноте отражать первоисточники. Предполагаемая уникальность вклада состоит в

способе размещения и организации материала в целях облегчить сравнение различных

теоретических позиций по тем же самым вопросам. Прежде всего в подготовке рукописи

необходимо было решить задачу построения основной структуры, релевантной всем

теориям. Для реализации этого намерения наиболее подходящим показалось изложение

взглядов в соответствии с хронологической последовательностью формирования личности.

Кроме того, исходным, естественно, был факт традиционного обращения авторов-

психоаналитиков к процессу развития. Такая структура, следовательно, обоснована и тем,

что адекватная теория, в конечном счете, должна способствовать пониманию, предсказанию

и контролю за проявлениями поведения.

Наблюдение за становлением личности в течение ряда лет влечет разделение на

возрастные уровни, начиная с возможных пренатальных воздействий и влияния родов

вплоть до формирования структуры характера у взрослых. Непрерывность перехода от

одного уровня к другому показана, насколько это возможно, единообразием принципа

описания содержания отдельных возрастных периодов: формирование эго и супер-эго;

психосексуальное развитие; отношения с другими людьми и механизмы психо-логической

защиты. Каждый раздел начинается с изложения фрейдистских воззрений, затем следуют

взгляды ранних и поздних отступников от ортодоксального психоанализа. Остается

надежда, что в дальнейшем организация материала могла бы быть улучшена.

В этом месте следует остановиться, чтобы дать краткую характеристику тем, кто

занимает видное положение в тексте. Мысль, что психоаналитическая теория изошла от

лица Зигмунда Фрейда (точнее, из губ его пациентов) незадолго до начала нашего столетия,

не будет большим откровением для читателя. Почти в равной мере известна плеяда “ранних

отступников” в период второго и третьего десятилетий двадцатого века: Адлер, Юнг и Ранк.

Позднее начался подъем различных “неофрейдистских” движений. Эти и другие

исторические особенности, значимые в оценке эволюции психоанализа, достаточно полно

документированы (56, 61, 65) и не относятся напрямую к данной работе.

Важно, однако, попытаться прояснить различия между современными ортодоксами и

неофрейдистскими теоретиками. Существует мнение, что в настоящее время каждый

является неофрейдистом. Имеется в виду выход из моды многих оригинальных повсеместно

распространенных формулировок Фрейда. Отношение Фрейда к влиянию культуры

значительно изменено во взглядах такого видного ортодоксального последователя, как Отто

Фенихель. Но неофрейдисты идут еще дальше. Они возражают по вопросам, подобным

теории либидо, метафорическим концепциям Фрейда и ортодоксальному акцентированию

раннего психосексуального развития. Не учитывая позиции по этим проблемам,

неофрейдисты сами представляют гетерогенную группу. Возможно, наименее запутанным

способом знакомства будет простое называние лиц, обычно причисляемых к

неофрейдистам: Карен Хорни, Эрик Фромм, Гарри Салливан, Абрам Кардинер, Клара

Томпсон. К противоположному лагерю относится Мелани Клейн, лидер британской школы

психоанализа, которую считают, согласно многим ее формулировкам, “большей

последовательницей фрейдизма, чем сам Фрейд”. Наряду с Фрейдом и Фени-хелем в так

называемой “ортодоксальной” группе следует упомянуть таких видных деятелей, как Анна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: