Фрейд, Ричард Стерба, Филис Гринейкр и Хайнц

· 27-

Гартман. Более трудно определить место Эрика Эриксона и Франца Александера, чьи

теории близки к ортодоксальной позиции, но также граничат с неофрейдистской.

Попытка сконцентрировать и синтезировать такие различные точки зрения, которые, к

сожалению, изначально этого не подразумевают, неизбежно приводит к погрешности

упущений. Некоторые читатели могут почувствовать за непропорциональным местом,

отведенным разным теоретикам, оттенок дискриминации. Ортодоксальной

психоаналитической теории, поскольку она наиболее тщательно разработана, воздается

львиная доля. Несчастным, кто чувствует их любимого ягненка плохо постриженным, я

приношу искренние извинения. Происшедшее не преднамеренно. Любая обида этого рода, я

надеюсь, может быть приписана моей глубокой неприязни к толстым томам.

В итоге, текст представляет собой сжатое описание взглядов искушенных

психоаналитиков на развитие личности, материал излагается поэтапно в соответствии с

возрастными уровнями ребенка. Само представление материала основано на фактах и

объективно. Следует указать, что многие психоаналитические определения остались за

пределами книги, особенно в области психотерапии и психопатологии.

Сейчас вернемся к банальной истории, с которой мы начали. Психоаналитические

воззрения, судя по их популярности в сферах приложения, кажутся обещающими в

построении обоснованной теории личности. Первым предполагаемым шагом к отдаленной

цели является обеспечение осмысленной организации содержания. А что дальше? По

мнению автора, вторая фаза должна состоять во всесторонней оценке существующих

концепций с целью выбора достойных для будущих исследований. Это работа не одного

человека. Она требует сочетания усилий клиницистов, экспериментаторов, логиков,

создателей теорий. Но, может быть, для автора допустима вольность и вторжение в эту

замечательную область, без любых претензий на возврат к систематическому просвещению.

Такое потворство своему желанию выражено в “Примечаниях”, разделах, следующих в

конце каждой главы.

Примечания занимают треть тома и задуманы в качестве критических. Они прежде

всего ориентированы на возможность научного исследования изложенного материала. В

примечаниях кратко резюмированы результаты имеющихся экспериментальных

исследований, приводятся наводящие на размышления данные из смежных областей,

наподобие антропологии и теории научения, анализируются логическая

непоследовательность и семантическое смешение, сравниваются частично совпадающие

мнения. Поэтому, позаимствовав фразу из “Нью-Йоркера”, примечания могли бы быть

озаглавлены “Научные комментарии отовсюду”. Доказательства пока ничтожны и полной,

хорошо скомпонованной теории не получается. Возможно, однако, время обобщений еще не

пришло. Перед тем как бесконечные концепции в головоломной проблеме создания теории

личности можно будет объединить, необходимо выяснить, какие части загадочной картинки

вырезаны точно, а где соскользнула рука мастера.

Книга предназначена следующим группам читателей: аспирантам и студентам-

психологам, студентам психиатрам и социологам, всем изучающим родственные

дисциплины, а также профессионалам в этих областях. Описательные разделы интересны

всем, тогда как примечания предназначены в первую очередь для тех, кто собирается в

исследованиях ориентироваться на психоаналитическую теорию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: