Среди психоаналитиков Гринейкр и Фоудор конкретно формулируют влияние
пренатальной среды на развитие личности. В их позициях прослеживается общность, хотя
по ряду аспектов имеет место расхождение взглядов. Оба исследователя подчеркивают
важность пренатального периода в формировании личности, высказывают согласие в том,
что временами пренатальные условия бывают травматичными. Причину дискомфорта они
усматривают во внешнем мире. Гринейкр отмечает беспокойство плода от громких звуков;
Фоудор говорит о пагубном влиянии интенсивных половых сношений родителей. Наиболее
существенное различие рассматриваемых подходов - в описании механизмов воздействия
и характере доказательств. Гринейкр говорит о прообразе тревоги, возникающем на простом
рефлексивном уровне посредством условнорефлекторной связи; Фоудор обращается к
содержательному психологическому анализу и вводит понятие “организмическое сознание”,
благодаря которому возможна телепатическая связь между матерью и плодом. В качестве
|
|
доказательства Гринейкр использует клинические и экспериментальные наблюдения за
активностью плода. Фоудор обосновывает свои взгляды интерпретацией сновидений,
собственных и рассказанных больными, - так называемых “пренатальных сновидений “.
На значение самого рождения указывают Фрейд, Ранк, Гринейкр и Фоудор. Позиция
Фрейда представляется наиболее консервативной. Он упоминает о беззащитности
новорожденного перед потоком раздражений внешнего мира. Ситуация рождения
становится моделью для всех последующих проявлений тревоги, изначально имеющей
место при биологическом отделении от матери, а затем принимающей психологические
формы. Фрейд минимизирует важность случайных факторов в процессе рождения и
отрицает возможность сознания в этот период.
Ранк отводит родовой травме центральную роль, рассматривая ее как шок, создающий
резервуар тревоги, пропорции которой освобождаются в течение всей жизни. У
новорожденного, по его мнению, формируются устойчивые зрительные впечатления о
болезненном отделении от матери, поэтому будущие отделения любого рода видятся как
угрожающие. Все последующие наслаждения предполагают восстановление
внутриутробного удовлетворения. Эта цель лучше всего достигается в сексуальном акте,
символизирующем воссоединение с матерью.
Гринейкр занимает промежуточную позицию между Фрейдом и Ранком по данному
вопросу. Она допускает присутствие конституциональных и случайных факторов в процессе
рождения, но реакцию новорожденного определяет как “прототип тревоги” вместо
введенного Ранком понятия “зрительные впечатления”. Фоудор занимает радикальную
позицию. Он считает родовую травму наряду с пренатальным периодом факторами, почти
исключительно определяющими развитие личности.