ОРТОДОКСАЛЬНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: ФЕНИХЕЛЬ И СТЕРБА
Ортодоксальная психоаналитическая теория объясняет психические феномены как
результат динамического взаимодействия сил. Конкретно взаимодействие осуществляется
между побуждающими силами, или инстинктами, и контрсилами, представленными
внешним окружением. Делается различие между внутренними стимулами организма,
такими. как голод, жажда, сексуальное влечение, и стимулами из внешнего мира (см. прим.
1).
Ричард Стерба (63) определяет инстинкт как “психическое отображение постоянно
активного стимула, возникающего в теле и переходящего в психику из соматической
сферы”. Инстинкт является пограничным понятием между психическим и соматическим,
так как он связан с влиянием на психику, обусловленным соматическими изменениями.
Иллюстрацией может служить пищевой инстинкт. Недостаток пищи вызывает химические
изменения в организме или органические стимулы. Эти стимулы по-разному проявляются в
психике, например, в виде перемены настроения. Инстинкт поэтому описывается как сила,
Бездействующая на психику в целях произведения психических изменений. Выражение
“постоянно активный” основывается на факте, что соматические стимулы постоянно
поступают в мозг и не могут быть приостановлены. Внешних стимулов, с другой стороны,
можно избежать. Иными словами, если идет дождь, вы и без зонтика не промокнете,
спрятавшись в дверной проем; если же вы голодны, проблема разрешима только прямым
путем - необходимо поесть.
Фенихель (18) описывает три характеристики инстинкта: 1) цель; 2) объект; 3)
причина. Целью инстинкта является удовлетворение, наступающее в процессе устранения
состояния возбуждения. При достижении цели потребность удовлетворяется. Объект
инстинкта принадлежит к внешнему миру и достигается во взаимодействии с ним. Пища,
например, представляет объект пищевого инстинкта. Причиной возникновения инстинкта
считаются малоизученные химические изменения в организме. Стерба добавляет четвертую
характеристику: влечение или движущая сила инстинкта. Он определяет влечение как
количество энергии, заложенной в инстинкте. Сила инстинкта оценивается степенью и
количеством препятствий, которые могут быть преодолены на пути к удовлетворению
потребности. В случае голода влечение к пище становится настолько сильным, что
отметаются все условности.
Фенихель классифицирует инстинкты на две группы: 1) имеющие отношение к
простым физическим потребностям; 2) связанные с сексуальными влечениями. Примерами
из первой категории являются дыхание, голод, жажда, дефекация и мочеиспускание.
Процесс удовлетворения таких потребностей относительно несложен. Соматические
изменения вызывают соответствующие переживания, которые приводят к специфическим
действиям для уменьшения напряжения. Общая особенность этой группы инстинктов
состоит в необходимости быстрого удовлетворения, допускающего малое индивидуальное
разнообразие. Фенихель поэтому говорит
· 45-
о небольшой важности первой категории инстинктов для психологии.
Другая группа - сексуальные инстинкты - функционирует в более свободной и
сложной манере. Если не происходит удовлетворения изначальным путем, эти инстинкты
способны изменять цели и объекты, исчезать из сознания и вновь Появляться в
замаскированном виде. Подобно первой группе инстинктов, они функционируют от
рождения, и формы сексуальности у взрослых представляют продолжение детской
сексуальности.
Это приводит нас к концепции “либидо “, которое определяется как энергия
сексуальных инстинктов. Каждый обладает количеством энергии, служащим, в широком
смысле, резервуаром для сексуального выражения. Предполагается, что количество либидо
фиксировано и наличествует от рождения. В процессе развития либидо привязывается- к
различным органам тела и претерпевает разнообразные трансформации. описанные
Фрейдом как “превратности либидо” (направленность вовне и внутрь, фиксация, регрессия,
вытеснение, сублимация).
НЕОФРЕЙДИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: