Избирательная система

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:
1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.
2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова.
3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.
4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.
5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.
Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы
Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.
К субъектам выборов относятся:
Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.
Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:
- минимальное число членов;
- получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;
- сам факт периодического участия в выборах.
Кандидаты на выбранную должность - То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем
Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:
- контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
- регистрация выдвинутых кандидатов;
- распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);
- организация голосования;
- принятие решения о действительности бюллетеней;
- определение результатов выборов.

27. ПРЕЗИДЕНТ РФ: ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФУНКЦИИ). АКТЫ.

Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.

Согласно статьи 50 Конституции Российской Федерации гла­вой государства в нашей стране является Президент России.

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

• Президент выступает как глава государства;

• он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;

• Президент является Верховным Главнокомандующим Воо­руженными Силами;

• обладает законодательными и исполнительными полномо­чиями, особенно широкими в сфере исполнительной власти.

Президент Российской Федерации избирается непосредст­венно народом. В его выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующая Конституция устано­вила срок полномочий Президента Российской Федерации — 4 года, по Конституции 1978 года Глава государства избирался на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня из­брания Президента. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35 лет (в то время, как для избрания в Государственную Думу достаточ­но достижения 21 года); постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Максимальный возраст по ныне дей­ствующей Конституции не устанавливается.

В Основном за­коне нашего государства содержится положение о том, что одно и то же лицо не может занимать пост Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд. Данное ограничение на­правлено против установления власти одного человека на продол­жительный срок, то есть, по сути, против установления авторитар­ного режима в стране. Но Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд.

Полномочия Президента по отношению к Правительству:

• он назначает Председателя Правительства Российской Фе­дерации с согласия Государственной Думы;

• Президент имеет право председательствовать на заседани­ях Правительства, то есть вести заседания, высказываться на них. Он также определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства. В данном качестве Президент выступает как глава исполнительной власти;

• Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях подачи Правительством заявле­ния об отставке, выражения недоверия Правительству Государ­ственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Пра­вительству. Глава государства имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства. В таком случае не требуется согласия Государственной Думы на осво­бождение Председателя Правительства. Президент России является главой государства, и это определяет его место в системе органов государственной власти. Действующая Конституция ставит институт президентства на первое место среди федераль­ных государственных органов.

Президент Российской Федерации наделен большими реаль­ными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других органов государства, но в то же время, тесно взаимодействует с ними. Президент не подчи­нен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Президент России представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо ветви власти отдельно. Президент — гарант Консти­туции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, чтобы основные направления внутренней и внешней по­литики нашего государства соответствовали Конституции и фе­деральным законам. Президент обеспечивает должное испол­нение конституционных законов всеми органами государства.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защи­ты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гаран­том конституционных прав личности. В сфере охраны сувере­нитета Глава нашего государства наделен особыми полномочи­ями, например, он единолично принимает решения по введе­нию военного или чрезвычайного положения на территории Рос­сийской Федерации. В системе органов государственной власти Президент обеспечивает согласованную работу и их взаимодей­ствие, выступает в роли «арбитра», помогая разрешить проти­воречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполни­тельной властей, а также федеральных органов и органов госу­дарственной власти субъектов Федерации. Для разрешения раз­ногласий Президент может использовать согласительные про­цедуры. Президент представляет свою страну как глава госу­дарства во взаимоотношениях федеральных властей с субъекта­ми Федерации, а также выступает от имени Российской Феде­рации в международных отношениях. Заявления Президента не нуждаются в каком-либо утверждении, он действует как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписы­вать международные договоры России, участвовать в перегово­рах от имени России или поручать это уполномоченным лицам.

Конституция России устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью. Президент как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государствен­ной Думы. В его полномочия входит назначение референдума, он наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции России. На Президента возложена обязанность под­писывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функ­ция главы государства, придающая закону обязательную силу.

Конституция России определяет полномочия Президента в области международных отношений. Сфера его деятельности в области внешней политики широка и многопланова. Президент уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории страны и во время пребывания в ино­странном государстве — при этом Глава государства не нужда­ется в специальных полномочиях — он обладает ими по долж­ности. Как Глава государства Президент принимает веритель­ные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Пре­зидент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона и носят характер установочных документов и рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главноко­мандующего Вооруженными Силами Российской Федерации — он определяет основные направления военной политики нашегогосударства, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями и организациями. К пол­номочиям Президента в данной области относится и издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны страны и многое другое. Как Вер­ховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обя­зательные для исполнения Вооруженными Силами, другими вой­сками, воинскими формированиями. Управление Вооруженны­ми Силами осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории страны или в ее от­дельных местностях и незамедлительно сообщает палатам Феде­рального Собрания. Военное положение вводится в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и пред­ставляет собой особый правовой режим жизни государства. В это время органы государственной власти и местного самоуправле­ния наделяются особыми полномочиями, создаются новые орга­ны управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан так какгосударственная власть сосредотачивается в руках военных со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Президент Российской Федерации решает также вопросы гражданства и предоставления политического убежища, награж­дает государственными наградами России, присваивает почет­ные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Глава государства — Президент издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные и являются обязательными для исполнения навсей территории Российской Федерации. Издаваемые Президен­том правовые акты не должны противоречить Конституции и фе­деральным законам. Акты Президента, носящие нормативный ха­рактер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после из официального опубликования.

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает полномочия с истечением срока избрания. Кон­ституцией предусмотрена возможность досрочного прекраще­ния исполнения полномочий Президента в случаях:

• отставки (по инициативе самого Президента);

• стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять свои полномочия (по причине не зависящей ни от чьей воли);

• отрешение от должности (по инициативе Федерального Со­брания).

При отставке Президента России или досрочном прекраще­нии его полномочий выборы нового Президента должны состо­ятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. В тех случаях, когда Президент не в состоя­нии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Пред­седатель Правительства Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: