Восприятие младенца. У новорожденного, как мы знаем, отсутствует эго. Эго
младенца дифференцируется только под влиянием внешнего окружения. Он не осознает
мира, в лучшем случае просто испытывает удовольствие и боль, а также изменение в
степени напряжения. Когда младенец накормлен, находится в тепле и комфорте, он
засыпает. В этот период релаксация сопровождается отключением сознания. Проявление
зачатков функции эго совпадает с началом осознания, что для уменьшения напряжения во
внешнем мире должны произойти какие-то события. В результате возникает стремление к
объектам (людям, вещам) с целью удовлетворения желаний - состояние, описываемое как
“потребность в стимуляции”. Противоречие между стремлением к релаксации и желанием
· 65-
обладания объектами считается недифференцированным предвестником взаимоотношения
между любовью и ненавистью (см. прим. 1).
Способность к различению между собственной личностью и окружением
сосредоточивается вокруг попустительства и депривации в удовлетворении потребностей
младенца матерью. До тех пор пока потребности младенца удовлетворяются, он продолжает
мыслить исключительно эгоцентрически. Начало выделения внешнего мира связано с
опытом депривации. Теоретически, если бы любая потребность удовлетворялась, возможно,
никогда не развилось бы представление о внешнем мире. Другая крайность, интенсивная
депривация, тоже тормозит развитие эго (см. прим. 2). Согласно Гартману, Крису и
Левенштайну (39), оптимальным соотношением для созревания перцептуального аппарата
является сочетание выраженного попустительства с умеренной депривацией. Эти авторы
подчеркивают, что способность выделения младенцем внешнего мира зависит, в свою
очередь, от стадии развития самой системы перцепции.
Фенихель (18) уподобляет перцептивные процессы младенца восприятию психотиков
(см. прим. 3): объекты различаются не четко; образы большие и неточные; восприятие и
движение не разделяются; восприятия многих органов чувств перекрывают друг друга.
Превалируют примитивные ощущения типа кинестетических. Восприятие младенца
отличается не только по форме, но и по содержанию. Одной из причин содержательного
отличия является маленький размер младенца и отсутствие опыта ориентации в
пространстве. Вторая и более важная причина искажения восприятия заключается в
одностороннем рассмотрении мира как источника удовлетворения или угрозы. Поиск
удовольствия несовместим с правильной оценкой, которая основывается на размышлении и
отсроченных реакциях.
Самоуважение. Первым регулятором самоуважения является снабжение питанием (в
широком смысле) из внешнего мира. Процесс осуществляется следующим образом: первая
устремленность к объектам представляет по своей природе желание избавиться от
тревожащих стимулов; получение удовлетворения устраняет желание и восстанавливает
первичный нарциссизм или, другими словами, самоуважение. Это возможно в раннем
возрасте при обусловленности ощущения всесилия снятием инстинктивного напряжения.
В последующем, когда ребенок вынужден отказаться от чувства величия, он
стремится разделить величие взрослого. На этой стадии инстинктивное удовлетворение
дифференцируется от величия, и каждое доказательство любви более могущественного
взрослого имеет тот же эффект, как прежде кормление молоком. Маленький ребенок теряет
самоуважение при утрате любви и обретает самоуважение при возвращении любви. Этот
период, следующий за стадией величия первичного нарциссизма, характеризуется
“пассивно-рецептивным господством”, так как трудности преодолеваются путем
побуждения всесильных внешних объектов доставлять желанное.
Развитие чувства реальности. По мере созревания. ребенка его интеллектуальные
способности возрастают и выходят за пределы простой заинтересованности в
удовлетворении потребностей. Принцип удовольствия замещается принципом реальности.
Это обучение, в процессе которого возникают осознание возможных перемен в окружении и
способность предсказания будущего. На данном этапе ребенок может представить себе:
“Когда я веду себя определенным образом, окружение реагирует соответствующим
образом”, - и регулировать поведение приемлемым путем. Принцип реальности поэтому
связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного
удовлетворения. На языке психоэнергетических терминов, произошла трансформация
либидной энергии в либидную энергию вытесненной цели.
Ференци (19) в 1913 году выделил четыре стадии, предваряющие развитие чувства
реальности:
· 67-
1. “Бессознательное величие” - состояние, предшествующее рождению, когда
удовлетворяются все желания ребенка.
2. “Магическое галлюцинаторное величие” -период сразу после рождения, когда
ребенок чувствует, что стоит ему чего-то пожелать, и все это появится.
3. “Магическое величие жестов” - несколько позднее ребенок обучается преодолевать
разочарование криком и жестами.
4. “Магия мыслей и слов” - наконец, он придает магическое значение мыслям и
словам (см. прим. 4).






