Это и есть центральное понятие. Нас интересует психология, выраженная через язык. При употреблении языка выполняется множество различных условий. Важнейшими являются те, которые связаны с понятием сообщения, воздействия и эстетической функции.
Кто сообщает, кому сообщает, как сообщает.
Глоссолалия – божественные звуки изо ртов верующих J, непонятное заклинание; болезнь, разновидность афазии (вроде, говорит грамотно, но понять ничего невозможно).
Три стороны в употреблении в их непосредственной данности и их изображении в художественной литературе. «Арбайт. Широкое полотно. Первый интернет-роман» Евгений Попов. Вопросы адресованы тем, кто читал роман. Автор задаёт вопросы о прочитанной главе. Диалог с читателем таким образом мы имеем. Создаётся реальный образ читателя.
Разновидности региональные, социально-профессиональные, общественно-политические подгруппы диалектов. Шмелёв даёт характеристику сферам: непосредственно непринужденное общение, использование в рамках и эстетически оправданное использование. Горшков называл неофициальное общение, официальные сферы (специальный и литературный язык), эстетическую функцию только к языку художественной литературы. Её рассматривать как функциональный стиль не следует.
|
|
Формы словесного употребления. Разговорный язык существует преимущественно в устной форме, только ради, употребляются обращения, вводные слова, бессоюзные предложения, междометия, эмоционально-экспрессивной лексики очень много, неотделима от мимики и жестов, взглядов – от параязыка. В письменной передаче очень многое теряет. Именно поэтому письменный язык более многословен, ибо нужно многое называть, чтобы раскрывать подтекст.
Беседы, дискуссии, выступления – речь, не разыгранная заранее, не искусственная. Устная форма возможно и в литературном творчестве. Устные рассказы Иракли Андронникова.
Наряду с устным и разговорных, письменным литературным, существуют монологические и диалогические формы. Монолог существует только как подготовленный заранее текст. В основе монолога и диалога вырастает литературный язык и разговорный язык.
Диалоги Платона. Диалогические произведения русской литературы: Пушкин Разговор книгопродавца с поэтом, Некрасов Поэт и гражданин. Ближе к реальности воспроизводится диалог в драматургии и повествовательных жанрах. Чехов Толстый и тонкий, Хамелеон. Они искусственны, но близки в реальному диалогу.
Рассуждение – изложение, разъяснение какой-либо мысли. Большая протяженность, причинно-следственные связи, больше отвлеченных слов и выражений. Обычно повествование, описание и рассуждение строится так, что чётко разграничить их невозможно. В 19 веке часто писали отдельно одно, другое и третье.
|
|
Письменная, устная, монологическая, диалогическая могут быть стихотворными. Стихи в наиболее типичных своих проявлениях отличаются от прозы деление на строфы, особым ритмом, рифмой.
Разграничение слов для стихов и для прозы после Пушкина потеряло свою значимость. Более свободно в стихе можно отступать от привычного расположения слов. Проза может быть предельно насыщена тропами, измененным словопорядком.
Народно-книжная словесность. Роды, виды и жанры словесности.
Разграничение художественной и нехудожественной литературе достаточно условно. Мы пользуемся понятиями в нехудожественной литературе. Образ – в художественной литературе. Художественный текст – эмоциональность, оценочность, использование всех средств выражения.