В соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному
развитию Клейн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением.
Она утверждает (53):
“Гипотеза, что начало кормления младенца и присутствие матери инициирует
“объект-отношение” к ней, - основополагающая концепция этой книги. Вначале орально-
либидные и орально-деструктивные влечения направлены на часть объекта, в особенности
на материнскую грудь... (53, с. 199).
· 77-
Есть основания предполагать, что, как только младенец переключает свои интересы
от материнской груди к другим объектам, таким, как части ее тела, предметы вокруг
него, части его собственного тела и o.a., начинается фундаментальный процесс
сублимации и “объект-отношений”. Любовь, желания (агрессивные и либидные), тревоги
переносятся от первого и уникального объекта - матери к другим объектам; развиваются
новые интересы, замещающие отношение к первичному объекту. Этот первичный объект,
однако, является не только внешним, но также представляет интернализованную
|
|
“хорошую грудь”. Обращение эмоций и чувств к внешнему миру связано с проекцией. Во всех
указанных процессах функция формирования символов и активность фантазии имеют
огромное значение. Когда возникает тревожная депрессия, особенно с наступлением
депрессивного состояния, у эго возникает побуждение к проекции, o.a. перенесению
желаний, эмоций, вины на новые объекты и интересы. Эти процессы, на мой взгляд,
являются основой для сублимации на всю последующую жизнь. Существует, однако,
предпосылка для успешного развития сублимации (как и для “объект-отношения” и
либидной организации), которая заключается в сохранении любви к первичному объекту во
время изменения направленности желаний и тревог. Если преобладают обида и ненависть
к первым объектам, подвергаются опасности сублимация и отношение к замещающим
объектам” (53, с. 224-225).