Ортодоксальная точка зрения: мать как первый объект

Третья основная категория в описании развития личности - это “отношения с другими

людьми” или, на специальном языке, - “объект-отношения”. Согласно ортодоксальной

теории, первым объектом каждого индивида является мать. (Слово “мать” используется в

широком смысле, имеется в виду человек, опекающий младенца.) Как уже упоминалось,

новорожденный не различает между собой и другими. У него отсутствует мысль о матери

как индивидуальности. Процесс узнавания осуществляется постепенно. Предполагается, что

первые идеи возникают о вещах, приносящих удовлетворение, и моментально исчезают.

Сюда относятся материнская грудь или бутылочка, мать, области собственного тела

ребенка. В действительности восприятия человека еще не существует. В последующем

младенец научается различать впечатления, прежде всего, вероятно, дифференцируя их на

вызывающие “доверие” и “чуждые”. Чуждые воспринимаются как опасные; питание,

наоборот, ожидается от источников, заслуживающих доверия. Любимыми оказываются

вызывающие доверие части тела матери, и мать постепенно начинает узнаваться как целое.

Оральное единение с матерью становится целью.

Ребенок научается различению между собой и матерью, у него развивается

способность к пониманию исходящей от нее информации. О деталях процесса

формирования этой способности известно мало. Должно быть, играют роль реагирование

ребенка на прикосновение, телесное давление. Постепенно нарастает способность ребенка к

пониманию выражений материнского лица. Все когнитивные особенности считаются

частью либидной связи между матерью и младенцем.

На втором этапе оральной стадии, когда проявляются садистские влечения,

утверждается новый тип отношений с окружающими. Он называется

“амбивалентным” и выражается в двух противоположных направленностях: дружеской и

жестокой, действующими одновременно по отношению к людям. Таким образом, ребенок в

период стадии кусания получает наслаждение от единения с матерью, и в то же время из-за

фрустрации он готов уничтожить ее. Считается, что это орально-садистическое отношение

является крайней формой амбивалентности. Последующие любовь и ненависть

представляются дериватами предшествующего процесса.

Фрейд видит возможное объяснение происхождения амбивалентности в

необходимости защиты младенца от собственных деструктивных импульсов.

Экстернализация этих импульсов посредством нападения на объект представляет поэтому

предпосылку для выживания. Гартман, Крис и Левенштайн (39) выдвигают гипотезу для

объяснения амбивалентности. На ранней стадии жизни младенца любой переход от

попустительства к депривации вызывает агрессивное реагирование. Амбивалентность

ребенка к первым объектам любви соответствует позиции объектов в пределах континуума -

от попустительства к депривации. Все человеческие отношения, с этой точки зрения,

неизменно несут отпечаток ранних любовных отношений, сформировавшихся во время,

когда любимые ребенком люди вынуждены были сочетать попустительство и депривацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: