Третья основная категория в описании развития личности - это “отношения с другими
людьми” или, на специальном языке, - “объект-отношения”. Согласно ортодоксальной
теории, первым объектом каждого индивида является мать. (Слово “мать” используется в
широком смысле, имеется в виду человек, опекающий младенца.) Как уже упоминалось,
новорожденный не различает между собой и другими. У него отсутствует мысль о матери
как индивидуальности. Процесс узнавания осуществляется постепенно. Предполагается, что
первые идеи возникают о вещах, приносящих удовлетворение, и моментально исчезают.
Сюда относятся материнская грудь или бутылочка, мать, области собственного тела
ребенка. В действительности восприятия человека еще не существует. В последующем
младенец научается различать впечатления, прежде всего, вероятно, дифференцируя их на
вызывающие “доверие” и “чуждые”. Чуждые воспринимаются как опасные; питание,
наоборот, ожидается от источников, заслуживающих доверия. Любимыми оказываются
вызывающие доверие части тела матери, и мать постепенно начинает узнаваться как целое.
Оральное единение с матерью становится целью.
Ребенок научается различению между собой и матерью, у него развивается
способность к пониманию исходящей от нее информации. О деталях процесса
формирования этой способности известно мало. Должно быть, играют роль реагирование
ребенка на прикосновение, телесное давление. Постепенно нарастает способность ребенка к
пониманию выражений материнского лица. Все когнитивные особенности считаются
частью либидной связи между матерью и младенцем.
На втором этапе оральной стадии, когда проявляются садистские влечения,
утверждается новый тип отношений с окружающими. Он называется
“амбивалентным” и выражается в двух противоположных направленностях: дружеской и
жестокой, действующими одновременно по отношению к людям. Таким образом, ребенок в
период стадии кусания получает наслаждение от единения с матерью, и в то же время из-за
фрустрации он готов уничтожить ее. Считается, что это орально-садистическое отношение
является крайней формой амбивалентности. Последующие любовь и ненависть
представляются дериватами предшествующего процесса.
Фрейд видит возможное объяснение происхождения амбивалентности в
необходимости защиты младенца от собственных деструктивных импульсов.
Экстернализация этих импульсов посредством нападения на объект представляет поэтому
предпосылку для выживания. Гартман, Крис и Левенштайн (39) выдвигают гипотезу для
объяснения амбивалентности. На ранней стадии жизни младенца любой переход от
попустительства к депривации вызывает агрессивное реагирование. Амбивалентность
ребенка к первым объектам любви соответствует позиции объектов в пределах континуума -
от попустительства к депривации. Все человеческие отношения, с этой точки зрения,
неизменно несут отпечаток ранних любовных отношений, сформировавшихся во время,
когда любимые ребенком люди вынуждены были сочетать попустительство и депривацию.