“Значимый другой” - это понятие, которое Салливан (64) использует для обозначения
наиболее влиятельной личности в мире ребенка, обычно матери. В разделе, посвященном
формированию эго, мы уже описали процесс возникновения у младенца первых
впечатлений о материнском образе и постепенную дифференциацию впечатлений на
“Хорошую Мать” и “Плохую Мать”. Межличностные отношения младенца Салливан
трактует с помощью понятия “эмпатия”.
Под эмпатией подразумевается “особая эмоциональная связь” между младенцем и
значимыми другими. “Эмоциональная общность” существует задолго до того, как младенец
способен понять происходящее. Примером эмпатии служит ситуация кормления, когда
испуг матери имеет следствием беспокойство со стороны ребенка. Устанавливается
порочный круг: тревога матери уменьшает чувство эйфории у младенца, что, в свою
очередь, заставляет мать еще больше тревожиться.
Думается, этот не вполне ясный способ эмоциональной коммуникации имеет
биологическую основу, так как и у животных наблюдается подобный феномен. Создается
впечатление большой важности данного процесса в понимании аккультурации (прим. 10).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ