Ортодоксальные концепции. Два других механизма, действующих на первом году
жизни, - это фиксация и регрессия. Психосексуальное развитие никогда не совершается
полностью, так как сохраняются характеристики низших его стадий. Нарушения в развитии
могут вызвать задержку на любой стадии, что называется “фиксацией”. В результате этих
нарушений сохраняется ряд характеристик ранних стадий, которые в последующем будут
проявляться при возникновении трудностей. Возвращение к поведенческим проявлениям
ранних стадий носит название “регресии”. Таким образом, фиксация и регрессия
комплементарны. Чем сильнее фиксация, тем более легко при затруднениях происходит
регрессия.
Согласно Фенихелю (18), фиксации способствуют малоизученные
конституциональные факторы и особенности переживаемого опыта (см. прим. 12). К
фиксации приводят переживания следующего характера:
1. Наиболее распространенная причина заключается в одновременном
удовлетворении инстинктивного влечения и потребности в безопасности, другими словами,
|
|
когда инстинктивное удовлетворение уменьшает тревогу. Примером, предрасполагающим к
оральной фиксации (имеет место в этом периоде), является предоставление ребенку
бутылочки с молоком когда бы он ни захотел, даже посреди ночи.
2. Стадия преодолевается с неохотой из-за сверхпопустительства в удовлетворении
потребностей.
3. Сильная фрустрация или депривация, приводящие к тому, что потребность в
удовлетворении принимает затяжную форму.
4. Чередование чрезмерного удовлетворения с чрезмерной фрустрацией.
5. Неожиданный переход от чрезмерного удовлетворения к выраженной фрустрации.
В результате фиксации происходит задержка в развитии. Оральная фиксация,
возникающая на первом году жизни, связывает большое количество либидо, в результате
становится невозможным адекватное преодоление трудностей на других фазах.
Регрессия на первом году жизни является только предтечей последующей формы
регрессии, которая представляет собой вид защиты. В младенчестве регрессия имеет
отношение к регулярной трансформации функционирования психики, сопровождающей
ежедневный цикл пробуждения и бодрствования (см. прим. 13).
Представления Клейн. Мелани Клейн связывает фиксацию и регрессию с
инфантильной тревогой. С ее точки зрения, деструктивные влечения
-83-
ребенка на оральной и анальной фазах сопровождаются тревожной депрессией и страхом
преследования, и это служит основной причиной фиксации либидо. Таким образом,
фиксация понимается отчасти как защита против тревоги. Регрессия имеет место в
|
|
результате неспособности либидо справиться с деструктивными влечениями, и фрустрация
вызывает тревогу. Интроецированные объекты и супер-эго играют существенную роль в
процессе регрессии. Клейн (53, с. 222-223) суммирует сложную функцию тревоги в
следующем пассаже:
“На либидное развитие, таким образом, на каждом шагу влияет тревога. Тревога
приводит к фиксации на прегенитальных стадиях и способствует регрессии к ним. С
другой стороны, тревога и вина усиливают либидные желания и стимулируют развитие
либидо, так как удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к
возмещению. Тревога и вина поэтому то тормозят, то содействуют развитию либидо.
Варианты существуют не только между индивидами, но и у отдельного индивида, в
соответствии со своеобразием соотношения внешних и внутренних факторов в данный
момент”.