Проблема структурирования и систематизации культуры во многом дискуссионные
Взгляд зависит от подхода к пониманию сущности культуры:
Если взять за основу деятельностную концепцию, то культура рассматривается как результат человеческой деятельности с потребностями в основе мотивации. Потребности являются условием поддержания жизнедеятельности организма, его связью с окружающей средой.
Потребности человека самые сложные и многогранные, что обусловлено спецификой его природы:
· Человек пластичен, динамика потребностей
· Человек – существо биосоциокультурное
Из этого вытекает многообразие его потребностей
Потребности | |
Первичные | Вторичные |
Деятельность | |
Культура | |
Материальная культура | Духовная культура |
Культура быта, производство, телесная культура, экологическая культура | Мифология и фольклор, религия, искусство, мораль и право, философия и наука. |
Данная схема во многом условна в зависимости от отношения и системы ценностей человека, приоритетов. Одно и тоже явление, предмет может соотносится как с материальной, так и с духовной культурой.
|
|
Например, вода часть материальной культуры, обязательный элемент культуры. Однако вода может соотносится с духовной культурой. Например крещение(христианство), омовение в Ганге (буддизм).
Уровни культуры:
Культура | |
Не специализированный уровень | Специализированный уровень (профессиональный) |
Искусство (как пример) | |
Фольклор, самодеятельности, наскальные рисунки | Художественные академии, профессиональные художники, союз дизайнеров |
Деятельность – совокупность не биологических программ поведения человека, развивающихся исторически и не передающихся по наследству
Культура | ||
Деятельность | Аксиология | Семиотика |
I. Универсальные категории культуры
Часто их называют инвариантами (константами). На основе инвариант начинается и развивается культура.
К числу таких древнейших инвариант относят:
· Символ
· Миф
· Игра
· Праздник