Измеряй все доступное измерению и делай
недоступное измерению измеренным.
Галилео Галилей
Ландшафтная архитектура является неотъемлемой частью среды обитания человека, которую в свое время Н.В. Гоголь охарактеризовал так: «Архитектура – та же летопись мира. Она говорит тогда, когда уже умолкают и песни, и предания». Справедливость и точность этого определения подтвердились историей развития человечества: любой культурный человек знает о садах Семирамиды, но кто разрабатывал их проект – теперь уже неизвестно. Любой россиянин слышал о «Золотом кольце» Подмосковья, но автора храма на р. Нерль под Суздалем мы уже никогда не узнаем, а тем более – фамилии тех дизайнеров, которые озеленяли подворья храмов «Золотого кольца». А все потому, что народ недостаточно ценил ландшафтный дизайн.
Термин «ландшафтная архитектура» официально появился в 70 е годы XIX века, когда большое распространение получили зеленые насаждения общественного пользования: сады, парки, скверы, бульвары, зеленые массивы на стадионах и кладбищах, а существовавшее раньше понятие «садово-парковое искусство» перестало соответствовать новым требованиям.
|
|
Ландшафтная архитектура является искусством весьма своеобразным, так как имеет дело с живым, видоизменяющимся «строительным материалом», требующим постоянного профессионального надзора, поддержания и изучения. И это не случайно. Во-первых, если отсутствуют должный надзор и уход за зелеными насаждениями, они быстро приходят в упадок и превращаются в обычные зеленые насаждения, то есть зеленые пространства. Во-вторых, каждому поколению человека свойственны свои представления о красоте, об идеале, и дизайнеры не могут не считаться с динамикой эстетического вкуса, поэтому необходимо исследовать, изучать, выявлять то, что предельно отвечает эстетическим вкусам и представлениям новых поколений. Ведь принципы озеленения современных кварталов и районов, например, города-заповедника Таганрога совершенно не те, что практиковались полтора века назад.
Однако исследования в области ландшафтной архитектуры не должны сводиться лишь к эстетическому аспекту. Зеленые насаждения в градостроительной практике полифункциональны:
· регулируют влажность воздуха;
· регулируют тепловой режим;
· очищают воздушный бассейн от пыли;
· обогащают атмосферу кислородом;
· выделяют фитонциды;
· осуществляют ионизацию (электризацию) воздуха;
· снижают вредные воздействия шумов на человека;
· снижают скорость ветра.
Общее положение СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений о том, что на расчетный срок в городах с населением более 100 тыс. жителей площадь зеленых насаждений достаточна при 10 м2/жит., можно поставить под сомнение: этот норматив не может быть одинаковым в промышленном Таганроге, Новочеркасске, Каменске-Шахтинском и, например, в Сальске, где нет ни одного крупного предприятия-загрязнителя. Отсюда и доказательство: несмотря на то, что в Новочеркасске норматив 10 м2/жит. выдержан, это город занимает первое место в Европейской части России по проценту раковых больных. Причина – выделяемая местной ГРЭС канцерогенная сажа и выбросы завода синтетических продуктов. Следовательно, в ландшафтной архитектуре должны быть выявлены оптимальные нормы озеленения городов и поселков с учетом не только численности населения, но и плотности застройки поселения, ведущего типа промышленных предприятий, характера реакций различных типов растений на то или иное загрязнение атмосферы. То есть жизнь выдвигает новые требования к ландшафтному дизайнеру – способность исследовать. Эти требования не могут удовлетворять специалисты с 5-летним сроком инженерной подготовки, а тем более – бакалавры. Отсюда и требования магистерской подготовки в системе многоуровневого высшего образования в Российской Федерации: программа магистерской подготовки состоит из двух примерно одинаковых частей – образовательной и научно-исследовательской, причем подчеркнута индивидуальность магистерской подготовки. Да и в требованиях к выпускной работе сказано:
|
|
«Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а её тема – быть актуальной.
Магистерская диссертация обладает всеми признаками, которые присущи всем диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют её авторы…»
Отсюда очевидна важность курса «Методология и методика архитектурных исследований» в подготовке магистрантов по программе «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
В предлагаемом читателю учебном пособии весь материал четко структурирован по трем разделам:
- методология исследований в области ландшафтной архитектуры;
- методики проведения научных исследований;
- обработка собранной информации и оформление научного отчета.
Книга представляет несомненный интерес не только для магистрантов, аспирантов, но и для работников проектных и научных организаций.