Томпсон о фаллической фазе. Томпсон чувствует, что фаллическая фаза, наподобие
оральной и анальной, имеет некоторую органическую основу. Мальчик не проявляет
интереса к своему пенису до тех пор, пока он не способен в какой-то мере контролировать
его. В это время дети поглощены стремлением узнать, что пенис может
-127-
делать и почему мальчики отличаются от девочек. Они открывают приятные ощущения,
которые получаются от манипуляций с гениталиями. Зависть к пенису возникает у девочки
из ревности к тому, что мальчик может делать с пенисом; например, при мочеиспускании
направить струю дальше, чем она.
Отношение родителей тоже играет важную роль. Даже сегодня все еще широко
распространено сильное неодобрение в отношении игры с гениталиями. В таких случаях
легко видеть, как возникает кастрационная тревога. Томпсон, однако, не уверена, что не
испытавшие угрозы дети будут тревожны, лишь заметив отличие между полами.
Хорни о зависти к пенису. Воззрения Хорни, одной из ведущих неофрейдистов, до
сих пор не приводились в книге, так как она не придает большого значения развитию в
раннем детстве. Хорни, однако, высказывает мнение на тему о “зависти к пенису”. Согласно
ее точке зрения (41), специфические воздействия условий культуры порождают особые
качества у мужчин и женщин. Желание обладать пенисом или быть мужчиной может
выражать стремление иметь качества, которые в нашей культуре считаются мужскими:
сила, мужество, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера.
Вытесненные амбиции могут искажаться, но не в результате сексуального опыта в раннем
детстве. Страх перед собственной женственностью является причиной того, что Хорни
описывает как “бегство от женственности”. Это понятие подобно адлеровскому
представлению о “мужском протесте” (4), при котором женщина реагирует на чувство
неполноценности по отношению к мужчине попыткой выполнения мужских ролей.
Фенихель видит проблему скорее в аспекте реактивности, нежели как первичную
зависть к пенису в условиях регрессии. Он поддерживает мнение о сильной зависти к
пенису, происходящей первоначально из детского конфликта и в последующем
реактивированной влияниями культуры (см. прим. 7).