Адлер. Согласно Адлеру (5), интерпретацию эдипова комплекса следует строить на
избалованности ребенка. В нормальных условиях после периода раннего детства ребенок
проявляет почти равный интерес к отцу и матери. Внешние обстоятельства, однако, могут
направить его интерес к одному из родителей. Например, длительная болезнь, требующая
постоянной заботы матери, может создать дистанцию между ребенком и отцом. Для Адлера
эдипов комплекс - “ничего более, чем одно из многих проявлений в жизни избалованного
ребенка”.
Сексуальный элемент вступает в картину следующим образом: избалованный ребенок
преждевременно созревает в сексуальном отношении, так как его желания всегда
удовлетворяются. Ему сверх меры попустительствуют в сексуальных фантазиях и
мастурбации и тем самым стимулируют развитие сексуальности. Другой фактор
заключается в повышении сексуальной возбудимости балующей матерью посредством
чрезмерных поцелуев и нежностей. Поскольку мать первоисточник межличностных
взаимоотношений, сексуальные фантазии направляются в ее сторону. Несмотря на это,
сексуальное наслаждение лишь сопутствует стремлению к власти над матерью. Ребенок
открывает, что способен доминировать над ней. Следовательно, эдипов комплекс - “не
краеугольный камень, а просто порочный неестественный результат материнского
попустительства”.
Юнг. Эдипов комплекс, по Юнгу (47), реальное психическое образование. Он
разъясняет, что на ранней стадии недифференцированной сексуальности и мальчик и
девочка хотят мать, которая воспринимается как источник наслаждения, защиты и пищи.
Имеет место также желание избавиться от отца. Эротический элемент постоянно нарастает,
однако у девочек начинает развиваться типичная привязанность к отцу с соответствующей
ревностью к матери, так называемый “комплекс Электры”. Эротизм достигает новой стадии
после пубертатного возраста, когда эмансипация от родителей более или менее достигнута.
Юнг видит в декларируемом Фрейдом инцестном желании только символическое
выражение стремления вернуться к источнику жизни, к матери на покой или в материнское
лоно для возрождения.
Ранк. Этот аналитик (58) оспаривает концепцию Юнга относительно эдипова
комплекса как фантазии о возрождении. Он основывает бессознательные сексуальные
желания на теории о родовой травме. Согласно Ранку, материнское тело, что мы обсуждали
прежде (гл. 1), от рождения является источником страха. Маленький ребенок теперь
бессознательно чувствует возможность трансформировать изначальный источник боли,
материнские гениталии, в источник наслаждения. Такие попытки, однако, обречены на
неудачу из-за сильной тревоги, связанной с родовой травмой.
В дополнение к данной интерпретации Ранк подчеркивает особенности семейной
ситуации. Он чувствует, что представление об “Эдипе” следует распространить на
отношение ребенка к обоим родителям: ребенок одновременно хочет как соединить, так и
разъединить родителей. Любая семейная ситуация включает разнообразные потребности со
стороны родителей и ребенка. Родители могут пытаться решать свои семейные проблемы,
втягивая ребенка в конфликт, и он способен использовать их чувство вины в собственных
целях. В процессе выполнения членами семьи ролей возникают различные осложнения.
Биологические побуждения привлекают родителей к ребенку противоположного пола,
психологические потребности, наоборот, направлены на ребенка одинакового пола. Отец,
например, больше любит сына, так как видит в нем прямого продолжателя и наследника.
Индивидуальность ребенка подвергается угрозе вследствие того,
-133-
что он претендует на большее, чем простое продолжение отцовского эго, поэтому ребенок
ищет убежища у матери и в результате развивается фиксация. В силу подобных причин дочь
склоняется к отцу. Ранк заявляет: “Родители борются открыто или подспудно за душу
ребенка в биологическом (противоположный пол) или эгоистическом смысле (одинаковый
пол); ребенок соответственно использует родителей и настраивает их друг против друга,
чтобы спасти свою индивидуальность”.
Хорни. Согласно Хорни (41), эдиповы привязанности возникают в результате
семейных отношений, а не в силу биологических причин. Существуют два главных ряда
условий: 1) сексуальная стимуляция со стороны родителей; 2) тревога вследствие конфликта
между потребностью ребенка в зависимости и его жестокостью в отношении к родителям.
Сексуальная стимуляция может состоять в выраженных сексуальных поползновениях,
сексуально окрашенной нежности и эмоционально “слишком теплой” домашней атмосфере.
Целью ребенка является любовь, и его привязанность отдается родителю, вызывающему
любовь или сексуальные желания. В русле второго рода условий ребенок держится за
одного из родителей, вселяющего большую уверенность. Его целью в этом случае является
скорее безопасность, чем любовь. Он привязывается к более сильному и внушающему страх
родителю. Сексуальная окраска здесь тоже возможна, но не играет существенной роли.
Хорни говорит, что невротические привязанности относятся главным образом к второму
типу.
Оба случая представляют “реакцию на провокацию извне”. Ранние взаимоотношения
ребенка очень важны. Хорни сомневается, однако, что сексуальная склонность к родителям
достаточно сильна, чтобы соответствовать описанному Фрейдом эдипову комплексу.
Отсутствие биологической обусловленности феномена, по ее мнению, можно утверждать с
уверенностью.
Фромм. Наблюдения Фрейда за проявлениями эдипова комплекса, по мнению
Фромма (31), правильные, но ошибочна их интерпретация. Фромм согласен с наличием
сексуальных побуждений у детей, формированием продолжительной зависимости, однако
считает, что конфликт между отцом и сыном характерен для патриархальных обществ. В
свете современных данных этот конфликт неправильно интерпретировать как сексуальное
соперничество: 1) эдипов комплекс не является универсальным; 2) соперничество не
встречается в обществах, в которых не существует сильного патриархального авторитета; 3)
привязанность к матери в основном не сексуальна. Инфантильной сексуальности не
обязательно направляться на мать, так как ее удовлетворение происходит аутоэротическим
путем и в контактах с другими детьми. Более того, причины фиксации на матери - в
доминирующем отношении к ребенку, выставляющем его беспомощным и нуждающимся в
слишком сильной опеке и любви (см. прим. 9).
Конфликт между отцом и сыном представляет продукт авторитарного
патриархального общества, в котором сын воспринимается в качестве отцовской
собственности и с ним обращаются как с вещью, подобной движимому имуществу или
живой твари. В конфликте мало общего с сексуальным соперничеством. Отношение отца к
сыну, порождающее конфликт, противоречит желанию человека быть независимым и
свободным. Чем сильнее давление со стороны отца, чтобы сделать сына орудием
собственных целей, тем острее будет конфликт.
Салливан. Эдипов комплекс, по Салливану, объясняется фамилиарностью и
отчужденностью в отношениях между родителями и ребенком. Считается, что чувство
фамилиарности, которое родитель испытывает к ребенку одинакового пола, приводит к
авторитарному отношению и порождает у ребенка жестокость и негодование. С другой
стороны, отличие пола приводит к чувству отчужденности. Родитель обращается с ребенком
противоположного пола
· 135-
с большей предусмотрительностью, в “лайковых перчатках”. Свобода от давления родителя
противоположного пола часто порождает чувство привязанности и любви к нему.
Томпсон. Эдипов комплекс Томпсон тоже объясняет особенностями межличностных
отношений в семье. Под этим понимается многим большее, чем эротические реакции.
Ребенок настраивает родителей друг против друга по принципу - “разделяй и властвуй”.
Одновременно он чувствует жестокость к ним, когда родители препятствуют развитию его
интересов. Вступление на сцену сексуальных элементов, по мнению Томпсон, выражается в
определенном отреагировании на ребенке сексуальных потребностей родителей. Сделать
это легко, поскольку ребенок открывает, что при физическом контакте с родителями обычно
имеет место генитальное наслаждение.