Современные проблемы развития культуры

1. Современные проблемы развития культуры

1.1. Кризис культуры XX века

1.2. Постмодерн и его особенности

1.3. Концепция новой интегральной культуры

2. Молодёжная субкультура

1.1 Культура не может развиваться вечно. В её развитии есть периоды упадка и кризиса.

Кризис – переходное состояние из которого есть выход: гибель или возрождение на новой основе.

Бывают времена, когда в обществе вдруг осознаётся иллюзорность и непригодность существующей духовной культуры в условиях новых реалий. Бывает, что творцы культуры осознают исчерпанность её видов, жанров, идей, художественных средств и приёмов, отсутствие талантов.

В кризисные периоды даются претендующие на полноту и глубину характеристики культуры, подводятся е итоги, высказываются прогнозы, всегда тревожные, негативные, пессимистические. Мрачные прогнозы часто отражают ограниченную познаваемость будущего и устарелость критериев оценок.

- Причины кризиса культуры XX века.

1. Раскол человеческого бытия на 2 потока – культурный и цивилизационный. Активное наступление цивилизации на культуру.

2. Переход от корпоративного способа существования к аморфно-массовому.

3. Утрата обществом способности к новациям и культурно-творческое вырождение элиты.

4. Десакрализация всех форм бытия человека.

Проблема преодоления кризиса культуры остаётся открытой.

- Техника как фактор кризиса культуры

Техника – технические объекты: орудия труда и изобретения, инструменты, машины и автоматы.

Технические знания (навыки, правила, теории) реализуются как в технических устройствах, так и в виде научных и учебных изданий, обеспечивающих возможность дальнейшего технического развития.

Различные виды деятельности по созданию и эксплуатации технических устройств, начиная от изобретения и проектирования и заканчивая процессом изготовления и использования в повседневной жизни.

Техника включена в систему потребностей, мотивов, намерений человека. Существует несколько подходов, объясняющих происхождение техники:

· Натуралистический подход (защищаясь от враждебных природных сил, человек начал создавать технические артефакты)

· Рациональный подход (техника и техническая деятельность – сознательно проектируемое действие, источником технического развития выступает интеллект)

Периоды развития техники совпадают с развитием научных знаний:

· Донаучный (с древнейших времён до второй половины XV в.)

· Зарождение технических наук (вторая половина XV в. до XIX в.)

· Классический (XIX – середина XX вв.)

· Неоклассический (середина XX в. до н.в.)

- Влияние техники на культурную жизнь общества

· Ортега-и-Гассет Х. Человек стал придатком машины, полностью зависимым от неё. «Если бы техника пришла в упадок, сотни миллионов людей прекратили бы существование».

· Фромм Э. Современная цивилизация породила специфический тип личности – «кибернетическая личность», которая практически не интересуется природой и другими людьми. Сфера интересов «кибернетической личности» - технические приспособления, неживые артефакты.

· В.А. Кутырев отмечает, на смену культуре мир Технос или тектура. Атмосфера жизни в современной цивилизации настолько пропитана техникой, что человек, оторванный от природного мира, что человек, оторванный от природного мира, превращается в своего рода механизм, функция (актор), в некое приложение к техническому пространству.

В современной цивилизации техника не только изменила характер культурных потребностей, систему социокультурных ориентаций и качество человеческой жизни и породила ряд глобальных проблем:

· Проблема существования и совершенствования оружия массового поражения

· Широкомасштабный экологический кризис

· Проблема сохранения человеческой личности в условиях набирающих силу процессов отчуждения (антропологический кризис)

1.2 Постмодерн – этап общественного развития, который следует за модерном.

Постмодерн замечают и о нём говорят при встрече с абсолютно новым, нетрадиционным, кажущимся, вызывающим, а иногда и бессмысленным. Культура постмодерна является культурой постиндустриального информационного общества.

Характерные черты:

· Означает утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс.

· В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Это общество общего компромисса и конформизма.

· Типичной фигурой становится «яппи» - «молодой горожанин – профессионал». Это преуспевающий представитель среднего класса, лишённый интеллигентских комплексов. Ещё более распространённый тип – «массовый человек» - целиком запрограммированное существо, не способное к самостоятельному мышлению.

· Этика уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма.

· Мировоззрение можно определить как неофатализм. Вся жизнь кажется игрой в лотерею.

· Театрализация всех областей жизни.

· Смешение всех существующих форм, стилей, манер.

· Используются цитирование, коллаж, повторение.

· Искусство постмодернизма – это искусство детали, нюанса, полутона.

· Предпочитается ирония, пародия, насмешка, шутка, гротеск.

· Для искусства постмодернизма не существует правил жанра или стиля.

· Главным становится не само произведение не само произведение, а то, как произведение подаётся зрителю, как воздействует на него.

· Культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью».

1.3 Интеграция культурная (лат. Integratio – восстановление, восполнение) – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами историко-культурными областями.

Предпосылки культурной интеграции:

1. Формирование мощных каналов связи

2. Осознание выгод, связанных с сотрудничеством

3. Рост уровня культуры, проявляющейся в знании языков

4. Разрушение политических границ

Растущая взаимосвязь народов учащает, расширяет и углубляет контакты, взаимодействие культур. Единство мировой культуры даёт основу для унификации различных форм, в которых появляются общечеловеческие идеалы, ценности, нормы, образцы.

Многие народы видят в интернационализации культуры угрозу уникальности и самобытности своей культуры. Малочисленные народы видят в интернационализации культуры опасность исчезновения своей культуры и себя как народа, нации, этноса.

2 Субкультура – это подкультура, часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура может отличаться от доминирующей в обществе культуры следующим:

· Языком

· Взглядом на жизнь

· Манерами поведения

· Одеждой и обычаями

Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства.

Молодёжную субкультуру отделяют от взрослой культуры:

1. Противоречивость норм взрослой жизни

2. Недоверие к старшему поколению

3. Быстрые культурные и технологические изменения

4. Противоречивое влияние СМИ

5. Неустойчивость социальной среды

6. Одиночество, отсутствие понимания



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: