1. Современные проблемы развития культуры
1.1. Кризис культуры XX века
1.2. Постмодерн и его особенности
1.3. Концепция новой интегральной культуры
2. Молодёжная субкультура
1.1 Культура не может развиваться вечно. В её развитии есть периоды упадка и кризиса.
Кризис – переходное состояние из которого есть выход: гибель или возрождение на новой основе.
Бывают времена, когда в обществе вдруг осознаётся иллюзорность и непригодность существующей духовной культуры в условиях новых реалий. Бывает, что творцы культуры осознают исчерпанность её видов, жанров, идей, художественных средств и приёмов, отсутствие талантов.
В кризисные периоды даются претендующие на полноту и глубину характеристики культуры, подводятся е итоги, высказываются прогнозы, всегда тревожные, негативные, пессимистические. Мрачные прогнозы часто отражают ограниченную познаваемость будущего и устарелость критериев оценок.
- Причины кризиса культуры XX века.
1. Раскол человеческого бытия на 2 потока – культурный и цивилизационный. Активное наступление цивилизации на культуру.
|
|
2. Переход от корпоративного способа существования к аморфно-массовому.
3. Утрата обществом способности к новациям и культурно-творческое вырождение элиты.
4. Десакрализация всех форм бытия человека.
Проблема преодоления кризиса культуры остаётся открытой.
- Техника как фактор кризиса культуры
Техника – технические объекты: орудия труда и изобретения, инструменты, машины и автоматы.
Технические знания (навыки, правила, теории) реализуются как в технических устройствах, так и в виде научных и учебных изданий, обеспечивающих возможность дальнейшего технического развития.
Различные виды деятельности по созданию и эксплуатации технических устройств, начиная от изобретения и проектирования и заканчивая процессом изготовления и использования в повседневной жизни.
Техника включена в систему потребностей, мотивов, намерений человека. Существует несколько подходов, объясняющих происхождение техники:
· Натуралистический подход (защищаясь от враждебных природных сил, человек начал создавать технические артефакты)
· Рациональный подход (техника и техническая деятельность – сознательно проектируемое действие, источником технического развития выступает интеллект)
Периоды развития техники совпадают с развитием научных знаний:
· Донаучный (с древнейших времён до второй половины XV в.)
· Зарождение технических наук (вторая половина XV в. до XIX в.)
· Классический (XIX – середина XX вв.)
· Неоклассический (середина XX в. до н.в.)
- Влияние техники на культурную жизнь общества
|
|
· Ортега-и-Гассет Х. Человек стал придатком машины, полностью зависимым от неё. «Если бы техника пришла в упадок, сотни миллионов людей прекратили бы существование».
· Фромм Э. Современная цивилизация породила специфический тип личности – «кибернетическая личность», которая практически не интересуется природой и другими людьми. Сфера интересов «кибернетической личности» - технические приспособления, неживые артефакты.
· В.А. Кутырев отмечает, на смену культуре мир Технос или тектура. Атмосфера жизни в современной цивилизации настолько пропитана техникой, что человек, оторванный от природного мира, что человек, оторванный от природного мира, превращается в своего рода механизм, функция (актор), в некое приложение к техническому пространству.
В современной цивилизации техника не только изменила характер культурных потребностей, систему социокультурных ориентаций и качество человеческой жизни и породила ряд глобальных проблем:
· Проблема существования и совершенствования оружия массового поражения
· Широкомасштабный экологический кризис
· Проблема сохранения человеческой личности в условиях набирающих силу процессов отчуждения (антропологический кризис)
1.2 Постмодерн – этап общественного развития, который следует за модерном.
Постмодерн замечают и о нём говорят при встрече с абсолютно новым, нетрадиционным, кажущимся, вызывающим, а иногда и бессмысленным. Культура постмодерна является культурой постиндустриального информационного общества.
Характерные черты:
· Означает утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс.
· В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Это общество общего компромисса и конформизма.
· Типичной фигурой становится «яппи» - «молодой горожанин – профессионал». Это преуспевающий представитель среднего класса, лишённый интеллигентских комплексов. Ещё более распространённый тип – «массовый человек» - целиком запрограммированное существо, не способное к самостоятельному мышлению.
· Этика уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма.
· Мировоззрение можно определить как неофатализм. Вся жизнь кажется игрой в лотерею.
· Театрализация всех областей жизни.
· Смешение всех существующих форм, стилей, манер.
· Используются цитирование, коллаж, повторение.
· Искусство постмодернизма – это искусство детали, нюанса, полутона.
· Предпочитается ирония, пародия, насмешка, шутка, гротеск.
· Для искусства постмодернизма не существует правил жанра или стиля.
· Главным становится не само произведение не само произведение, а то, как произведение подаётся зрителю, как воздействует на него.
· Культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью».
1.3 Интеграция культурная (лат. Integratio – восстановление, восполнение) – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами историко-культурными областями.
Предпосылки культурной интеграции:
1. Формирование мощных каналов связи
2. Осознание выгод, связанных с сотрудничеством
3. Рост уровня культуры, проявляющейся в знании языков
4. Разрушение политических границ
Растущая взаимосвязь народов учащает, расширяет и углубляет контакты, взаимодействие культур. Единство мировой культуры даёт основу для унификации различных форм, в которых появляются общечеловеческие идеалы, ценности, нормы, образцы.
Многие народы видят в интернационализации культуры угрозу уникальности и самобытности своей культуры. Малочисленные народы видят в интернационализации культуры опасность исчезновения своей культуры и себя как народа, нации, этноса.
2 Субкультура – это подкультура, часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура может отличаться от доминирующей в обществе культуры следующим:
|
|
· Языком
· Взглядом на жизнь
· Манерами поведения
· Одеждой и обычаями
Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства.
Молодёжную субкультуру отделяют от взрослой культуры:
1. Противоречивость норм взрослой жизни
2. Недоверие к старшему поколению
3. Быстрые культурные и технологические изменения
4. Противоречивое влияние СМИ
5. Неустойчивость социальной среды
6. Одиночество, отсутствие понимания