Молодежная субкультура и ее особенности

Молодёжную субкультуру отделяют от взрослой культуры:

7. Противоречивость норм взрослой жизни

8. Недоверие к старшему поколению

9. Быстрые культурные и технологические изменения

10. Противоречивое влияние СМИ

11. Неустойчивость социальной среды

12. Одиночество, отсутствие понимания

Функции молодежных субкультур:

· Адаптация членов группы к социальной жизни

· Обеспечение эрзац-статуса (устойчивого и прочного положения среди сверстников) до завершения социализации

· Удовлетворение общечеловеческих и специфически молодежных потребностей (в системе ориентаций, объекте поклонения, стиле, нормах поведения, моде., досуге, общении и коммуникации)

· Творческая самореализация

Направления молодежных субкультур

· Связанныес музыкой, музыкальные фанаты. Последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, реперы, транскультура

· Отличающиеся определенным мировоззрением и оббразом жизни: готы, хиппи, инданисты, панки, растаманы

· Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры

· Связанные с уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры

· Связанные с КТ: хакеры, геймеры

· Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхеды, РНЕ, гопники, люберы. Нацисты, иногда: футбольные фанаты и металлисты

· Религиозные объединения: сатанисты, кришнаиты. Буддисты, индианисты

· Группы соверменного искусства: граффитеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы

· Элита: мажоры («золотая молодежь»), рейверы(тусовщики)

· Антикварные субкультуры: битники, роккабилльщики

· Субкультура масс, или контркультура: гопники, реднеки (США)

· Социально-активные общества: общества защиты истории, пацифисты


Теоретические подходы, направления и школы в культурологии

Эволюционизм

Человеческая культура рассматривалась как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общественное целое, к их природному окружению.
Для эволюционистского объяснения общественного развития были характерны:

1. Идея психического единства человека и единообразия развития культур

2. Прямая однолинейность развития культур – от простого к сложному

3. Обязательность выделения стадий развития для всех обществ

4. Идея общественного прогресса – эволюция доминирует над регрессией

Эдуард Тейлор (1832-1917)
Все культуры проходят одни и те же стадии развития, что и европейские, от простых форм к сложным, от невежества к просвещению.

Льюис Генри Морган (1818 – 1881)
Утверждал, что общество проходит три исторические стадии развития:

1. Дикость

2. Варварство

3. Стадия Цивилизации (связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т.д.)

Неоэволюционизм

Д. Белл выработал иную стадиальную периодизацию цивилизованных обществ:

1. Традиционные общества

2. Индустриальные общества

3. Постиндустриальные общества

Летс Уайт выделил в культуре три взаимосвязанные между собой подсистемы:

1. Технологическую

2. Социальную

3. Идеологическую

Уайт считал, что основной функцией культуры является извлечение энергии для удовлетворения насущных потребностей человека.
«Закон Уайта»: Уровень развития культуры определяется объёмом произведённой энергии и эффективностью её пользования

Структурно-функциональный подход

Бронислав Каспар Малиновский (1884-1942)
В основе культуры лежат различного рода биологические потребность. К числу «основных потребностей» учёный относил обмен веществ, воспроизводство, телесный комфорт, безопасность, движение, рост, здоровье.
Функция культуры – удовлетворить потребности при помощи «институтов».

Диффузионизм

Основывается на распространении культуры или её отдельных элементов из к-л центра или центров. (Фробениус, Гребнер и др. разработали теорию культурных кругов)

Концепция игровой культуры

Йохан Хейзинг (1872-1945)
Культура возникает из игры. Игра творит культуру. Всё культурное творчество есть игра. Игровой элемент в процессе развития культуры начинает исчезать, но «подлинная культура не может существовать без определённого игрового содержания»

Общественно-историческая школа

Основные представители: О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский
Отрицают идеи культурного прогресса и взаимообогащения культур разных народов. Каждая культура строго локальна, самобытна, замкнута и с неизбежностью движется по замкнутому гругу, проходя стадии рождения, роста, расцвета, увядания и гибели.

Натуралистическая школа

Основные представители: З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц
Объясняют культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного.

Социологическая школа

Элиот, Сорокин, Вебер.

Центр внимания- общество, его структура и соц институты, Общ. Идея – культура – продукт общественный.

Символическая школа

Фердинанд де Соссюр, Кассирер, Леви-Стросс.

Человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символичских форм культуры – языка, искусства, религии, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы и индвидуальности.

Полисеми́я (от греч. πολυσημεία — «многозначность») — многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: