Социометрическая структура группы – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.
Основные характеристики:
социометрические статусы членов группы,
вес статуса в группе,
иерархия по статусам в группе.
Структура коммуникации – это совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающие членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема информации.
Существует 3 вида информационной сети:
* фронтальная, когда все участники не вступают в контакт друг с другом, находясь рядом, что позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия; * радиальный вариант информационной сети – вся информация передается членам группы через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнера, но дает возможность работать полностью самостоятельно до реализации своей собственной позиции;
*иерархическая структура имеет 2 и более уровней подчинения членов группы, в которой часть группы видят друг друга в совместной деятельности, а другие нет. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов в группе в зависимости от способности его влиять на групповые процессы.
Руководство –процесс управления группой осуществляется руководителем как посредником социального контроля и власти.
Лидерство – это процесс межличностного влияния. Он обличен властью, имеет авторитет и право на влияние и оценку
. Динамика группы описывается категориями контроля и спонтанностью. Контролируемая динамика группы – это целенаправленное систематическое воздействие на характер межличностных отношений с целью их изменения.
Классификация источников групповых конфликтов:
– личностные конфликты;
– межличностный конфликт;
– конфликт принадлежности;
– социальный конфликт возникает при чрезмерном давлении руководителей и подчиненных;
– межгрупповой конфликт.
28. Межличностный конфликт в подростковом обществе “трудные дети”. Типы поведенческих реакций подростков в конфликте. + -
В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе последствия своих поступков.
Потребности этого возраста:
· – потребность в самовыражении проявляется у подростка в повышенном интересе и уважении к себе;
· – стремление отстоять свое мнение;
· – защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь не молчаливым смирением.
Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные ситуации. Характерная для подростка потребность в равноправном общении со взрослыми выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты: озорство на уроках, «кнопка на стуле», конфликты статусов, дети учителей, конфликты с учителями физкультуры, конфликты на уроках, с кем сидеть за одной партой. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя занимают не последнее мест, это можно объяснить подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению.
Виды конфликтов в этом возрасте следующие:
· дидактические,
· конфликты дисциплины,
· этические,
· запредельно-этические.