Социальная культурология

Социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов.

Первый уровень исследования и обобщения в социальной культурологии связан с изучением закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий ее как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный аппарат культурологии, разрабатываются методология и методика исследования феноменов культуры, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры.

На втором уровне исследования предметом анализа являются культурные системы — конкретно-исторические культуры какого-либо народа, сословия, конфессии или иной социальной группы. Важнейшими характеристиками культурных систем являются универсальность, целостность, структурная организованность, способность к саморазвитию и самовоспроизводству. Для их изучения создаются:

§ социокультурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;

§ этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку;

§ историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем (индо-буддийский тип культуры, исламскую культуру и т.п.).

Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм — базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной культуре, — и стереотипов сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях (традиция приветствовать людей при встрече), эталонных образцов и стилей (господствующих художественных стилей) и т.д. Исследователи считают, что именно культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культу рные формы распространены так широко по всему миру, что их называют культурными универсалиями.

Четвертый уровень исследования связан с анализом собственно фактов культуры - артефактов, представляющих собой частные случаи реализации культурных форм в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. Можно сказать, что это любой искусственно созданный объект. Так, традиционные свадебный и похоронный обряды являются культурными формами. Но конкретная свадьба или похороны, которые справляются реальными, живыми людьми, — это артефакты культуры. Так что артефакты представляют собой продукты массового использования данного, исходного образца. Но изучение артефактов выходит за уровень собственно культурологии и вводит в историю культуры, представляющую собой более или менее систематизированное описание огромного множества артефактов.

Вопрос 21

Семиозис – процесс формирования знака или знаковой системы. Согласно Моррису, существует три измерения семиозиса: синтактика, которая направлена на изучение отношений между знаками, закономерности их сочетания и композиции в языковых конструкциях; семантика, рассматривающая отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, анализирующая отношения и смысл знаков; и прагматика, изучающая отношения «человек-знак» и ставящая в фокус внимания практические аспекты использования знаков, знаковых систем, языков в процессе коммуникации.

Каждый из компонентов отвечает за особую сферу отношений между знаками и некоторыми иными объектами.

Синтактика посвящена изучению закономерностей построения знаковых систем, их синтаксиса, т. е. структуры сочетания знаков, правил образования и преобразования этих сочетаний безотносительно к их значениям.

Семантика имеет дело с отношениями мира знаков к объектному миру, к тому, что они означают, к объектам, к которым они применяются. Она изучает законы образования и функционирования смыслов в опосредованных знаками социальных взаимодействиях. Важнейшая задача семантического измерения семиозиса – передать верное значение объекта, используя адекватное имя.

Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями – людьми и социальными общностями. Прагматические правила определяют условия, в соответствии с которыми знаковые единицы воспринимаются и функционируют как знаки. Прагматика показывает, каким образом субъекты ком-ции интерпретируют знаки, как они используют семиотические средства в различных ситуациях, как их установки, оценки и эмоциональные состояния влияют на отбор и применение языковых конструктов.

Эти три компонента образуют, согласно концепции М., единую систему – язык. Язык – это совокупность знаков, функционирующая в соответствии с семантическими, синтаксическими и прагматическими правилами.

Чтобы ком-ция состоялась и была эффективной, необходимо, чтобы ее субъекты умели использовать синтаксические, семантические и прагматические правила, принятые в данном обществе.

Формула эффективной вербальной ком-ции Грайса. Вклад спикера в вербальную ком-цию должен быть достаточным по количеству, удовлетворительным по качеству, релевантным по структуре и адекватным по способу ком-ции.

Категория количества связана с той формулой, что вклад субъекта в ком-цию по объему информации не должен быть ни чрезмерно ограниченным, ни искусственно избыточным. Это относится как к содержанию информации, так и

Вопрос 24

В истории концептуализации лексемы «архетип» можно выделить следующие исторические этапы: космоцентрический (философия античности), в рамках которого лексема «архетип» интерпретируется как образец, заданный космическим порядком; теоцентрический (философия средневековья), в рамках которого термин «архетип» интерпретируется как божественная идея, ноумен, изначально существующий в уме Бога; рациоцентрический (классическая философия), в рамках которого понятие «архетип» интерпретируется двояко - как естественная (природная) структура и как форма интеллекта; диалогический (неклассическая и постнеклассическая философия) в рамках которого категория «архетип» интерпретируется с позиций эпистемологического плюрализма, то есть обретает полифоническое звучание.


вопрос 28

Прикладная культурология существует везде. Комплекс культурологического знания используется:
>в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований.
>в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.
В прикладной культурологии два основополагающих понятия - социокультурная практика и социокультурное проектирование.
Социокультурная практика - любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе.
Социокультурная система - целостность в виде людей.
Социокультурная практика - влияние на взаимоотношения, на способность жизни в этой системе. Категория практика предполагает категорию субъекта.
Прикладная культурология - социокультурная практика, регулирующаяся моделями и научным знанием.
Научное знание - структурирующее начало, оно придает новые значения и смыслы - здесь возникает прикладная культурология. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии.

Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных (и именно поэтому попавших в исторические хроники, на которых строится вся историческая наука), а происшествий, ситуаций и форм по определению тривиальных, нормальных, обыденных. То есть феноменов культурных (в социальном и этнографическом смысле), а не шедевральных (в искусствоведческом смысле, хотя последнее вовсе не предполагает непременного высокого художественного качества рассматриваемого материала). Поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют какое-то историческое происхождение, а культурные процессы подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентрируется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление в последние десятилетия получило название исторической культурологии. Она занимает «стыковое пространство» между философией истории и культуры (как направлениями философского знания), теорией культуры (культурологической наукой как таковой), классической историей культуры (как исторической наукой), отраслевыми историями различных специализированных сфер человеческой деятельности (как правило, разделами соответствующих профильных наук), а также социологией и этнографией. Бесценную роль играет культурология в современной образовательной практике, оставаясь (наряду с историей и филологией) основой идеи общей гуманитаризации содержания среднего и высшего образования, целенаправленной и регулируемой социализации и повышения уровня национально-культурной компетентности подрастающего поколения. На сегодняшний день единственной системно организованной дисциплиной комплексной социализации и инкультурации молодежи в системе образования осталась только культурология (теория и история культуры).

Историческая культурология является одним из наиболее перспективных направлений современной науки, преследующим цели комплексного изучения человека и общества путем анализа исторических процессов и результатов формирования, функционирования и трансляции культуры как основного содержания совместной жизни и деятельности людей, создателей и трансляторов тех или иных компонентов этого опыта.

В силу комплексного характера исследовательских задач, историческая культурология неизбежно является межпредметной областью знаний, успешно синтезируя в себе западную социальную и культурную антропологию с отечественной традицией историко-филологического изучения культуры как особой модальности человеческого бытия. В своем развитии теория и история культуры тесно и успешно взаимодействует с философией, историей, филологией, социологией, этнологией, психологией и другими науками, изучающими феномен человека и его социально обусловленное сознание и поведение.


вопрос 29


Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков. Технологизация отношений между людьми. Куртуазность - средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.
Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.
Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.
3 сферы применения:
> Трансформационная активность. Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор экзампл: вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете. В творческой активности существует проблема включения сотворяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:
Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,
Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.
Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.
Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта. Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.
Конструирование - алитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.
Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.
Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто. Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.
> Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.
- знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)
- развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор экзампл - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?
> Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт.

ВОПРОС 30

Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы. О двойственности мира догадывались древние, заметившие, что человек не сводим к мускулам, скелету и кровообращению. Так возникла идея дуализма души и тела в человеке.

Мир человека складывается из элементов:

· Сам человек как существо историческое;

· Произведения человеческой деятельности;

· Человеческая деятельность как таковая;

· Общественные формы, в которых совершается эта деятельность.

К произведениям человеческой деятельности, иначе называемыми АРТЕФАКТАМИ культуры, относятся вещи, сделанные людьми, от простейших до самых сложных, от сфабрикованных в миллионах экземплярах до шедевров искусства, существующих в единственном экземпляре; продукты мыслительной деятельности, в т.ч. язык, система понятий, идеи, логические конструкции, научные концепции. Особые артефакты - это произведения искусства, представляющие собой неповторимое сочетание предметности и человеческого гения (мысли и художественного дара).

Человеческая деятельность, иначе называемая ПРАКТИКОЙ, есть деятельность творческая. Она содержит в себе: труд, управление, общение, но также и создание произведений искусства.

Общественные формы существуют в виде СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ: семьи, общины, государства, предприятия, дружеской компании, - т.е. устойчивых общественных объединений с присущими им нормами и распределением социальных ролей.

Человеческое познание начинается с изучения мира природы, с естествознания. Люди исследуют природу, руководствуясь практическими соображениями. Гуманитарное знание, обращенное к миру человека, первоначально не более чем придаток к знанию естественному. Гуманитарии XIX века стараются применить биологические методы, чтобы понять мир человека. Их предшественники прибегали к помощи механики.

Между тем, мир человека качественно отличается от мира природы - и потому методы естествознания для его понимания дают немного.

Центральной фигурой человеческого мира является сам человек: существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим. Любые социальные реформаторы отступают перед непредсказуемостью и сложностью человеческой натуры. Эта сложность человека преломляется в сложность человеческого мира, по отношению к которому мир природы прост.

Мир человека неповторим и в каждом индивидуальном случае и в применении к его истории. Исторический факт, в отличие от факта физического, нельзя воспроизвести заново в другое время и в другом месте.

Исследователь не в состоянии изучать мир человека объективно. Он всегда погружен в этот мир, живет его проблемами, разделяет его предрассудки.

Несводимость мира человека к миру природы определяет особенность гуманитарного знания: гуманитарное знание многомерно. Оно включает в себя разнородные компоненты: НАУКУ - знания, подобные естественным: объективные, безличные, открывающие законы, которые устанавливают сущностную связь между группами явлений (Отметим только, что законы гуманитарного знания, указывают на связь условную, на возможность определенных последствий того или иного состояния вещей); ИСКУССТВО, - понимаемое как постижение мира человека художественными средствами в его неповторимой индивидуальности; СОЦИАЛЬНУЮ РЕФЛЕКСИЮ - размышления над миром человека, над его историей, - размышления, в которых научные методы сочетаются с мастерством художника.

Гуманитарные знания, даже выраженное в научной форме, содержат в себе личностные характеристики исследователя. Они всегда субъективны (субъективный - здесь личностный).

Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей.

Гуманитарные знания всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

Таким образом, гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.

Продукт гуманитарной науки несет в себе отпечаток личностных свойств исследователя, его культуры, его социальных инстинктов, его художественных способностей, наконец.

Именно поэтому в гуманитарных науках расхождения во взглядах между учеными – обыденное явление, а совпадения - исключительный случай. Попытки договориться о содержании терминов чаще всего бывают бесплодными.

Все это вместе взятое делает изучение гуманитарных наук занятием повышенной сложности. Особенно это касается новых научных дисциплин, в том числе и культурологии.

ВОПРОС 34

Психологи́ческая антрополо́гия (этнопсихология) — направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения интегративного знания о людях, действующих в условиях различных культур[1]. Также определяется специалистами как интегративная наука о человеке в единстве его общих закономерностей и культурно-исторических особенностей, образованная при взаимодействии психологии и антропологии[2]. Эквивалентным психологической антропологии понятием является психологическое направление в этнологии. Психологическая антропология представляет собой очень сложное взаимодействие теоретических построений, эмпирических исследований, а также самых разнообразных типов и видов техник и методик сбора и анализа информации. При этом консенсус относительно теоретических и методологических подходов среди учёных, представляющих данное направление, отсутствует[3].

ВОПРОС 35

Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах.

Термин ввел Джеймс Фрезер, возглавлявший первую кафедру социальной антропологии в Ливерпульском университете.[ источник не указан 647 дней ] К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии. Данных исследователей относят к разряду «arm-chair anthropologists» (антропологи в креслах), так как они использовали для анализа чужие наблюдения, не отправляясь в «поле» самолично.

Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный представитель структурализма Клод Леви-Стросс.

Становление социальной антропологии как научной дисциплины в первую очередь связано с именами антропологов А. Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского.

Они также выступили невольными родоначальниками структурного функционализма в социологии, так как их работы впоследствии использовали уже социологи, в первую очередь Толкотт Парсонс.

Мертон, Роберт Кинг позже критиковал Малиновского и Брауна, обвиняя их в некорректном использовании термина «функция», что привело, по его мнению, к дальнейшему кризису структурно-функциональной теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: