Правовая система Франции в средние века

К Х в. во Франции практически перестали действовать «Салическая правда» и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу, Бретань и др.) они отличались большим разнообразием. Особенно велика была роль кутюмов в Северной Франции, которую даже называли в связи с этим «Страной обычного права».

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и логистами. Одной из таких ранних записей стал «Совет другу» (1253), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев – «Кутюмы Бовези» (ок. 1283), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.

За «Кутюмами Бовези» последовал ряд других подобных сборников: «Кутюмы Тулузы» (1296), «Древний кутюм Бретани» (1330). Особым авторитетом в судах пользовался сборник «Большой кутюм Франции», составленный в 1389 г. В 1454 г. Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников больших кутюмов и около 200 сборников малых кутюмов.

Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. В переработанном виде кутюмы стали более удобными для их доктринального изложения.

На Юге Франции важнейшим источником права стало римское право, которое имело глубокие исторические корни. Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и трансформировалось в с галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варваризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Настоящий ренессанс римского права начинается в XIII в. на юге страны, что было связано с деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из представителей этой школы – Плацетин – организовал в начале XIII в. преподавание римского права в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

Римское право оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи. Этому способствовала деятельность парламентов, где большим авторитетом пользовались постглоссаторы (бартолисты). Особую роль в использовании метода схоластики и формулировании общих принципов римского права сыграли профессора Орлеанского университета де Ревеньи и де Бельпарш. В XVI в. во Франции сложилась школа римского права, получившая название Школы гуманистов. Гуманисты отражали идеи эпохи Возрождения, отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам. Ориентированные на научное изучение римского права, они не повлияли на судебную практику и в XVII–XVIII вв. уступили позиции бартолистам.

По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с Филиппа Красивого (конец XIII– начало XIV в.) королевские акты чаще всего стали именоваться ордонансами. Вплоть до второй половины XVII в. королевское законодательство не отличалось систематизацией и классификацией содержащегося в нем материала. Нередко ордонансы были многопрофильные, как, например, Ордонанс Мулена 1566 г., включавший в себя нормы, относящиеся к ипотекам, к судебным доказательствам, полномочиям губернаторов провинций. Королевское законодательство часто страдало декларативностью, его применение порождало постоянные судебные трудности.

К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты неоднократно требовали от короля их кодификации с целью устранения путаницы и противоречий в законодательстве. В связи с этим известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная компиляция, составленная на основе действующего королевского законодательства. Эта компиляция, известная под названием Кодекс Генриха III, была опубликована в 1587 г. как частное произведение, но пользовалась большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII и в XVIII вв., особенно при короле Людовике XIV, кодификационные работы поднимаются на более высокую ступень.

Под руководством Кольбера был создан специальный Совет по реформе законодательства. В это время издается серия королевских законов (так называемых больших ордонансов), которые, по существу, кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права, завещаний и т. д. Однако законодательные акты королей, которые затронули сравнительно небольшой круг общественных отношений, связанных главным образом с публичным порядком, не могли ввести во французское право системность.

В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого источника французского средневекового права выступала судебная практика парламентов, особенно Парижского парламента. По многим вопросам, в частности, связанным с применением кутюмов, решения парламентов, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: