Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Культуралогия» (Б1.В.ОД.2) представляет базовый этап в общей системе подготовки студентов к профессиональной коммуникации и создает основу для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Для успешного освоения дисциплины студент должен следовать методическим рекомендациям, выполнять в полном объеме аудиторную и самостоятельную работу, соблюдать график изучения дисциплины.

Освоение дисциплины осуществляется на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах и лабораторных занятиях) и во время внеаудиторной самостоятельной работы. Доля последней должна быть не менее доли запланированных аудиторных часов (36 часов). Итоговой формой контроля является зачет.

Посещение лекционных, семинарских и лабораторных занятий является обязательным. После изучения каждой темы в рамках лекционных занятий студент должен расширить и углубить знания с помощью чтения рекомендуемой литературы (основной и дополнительной). Если дается задание по обработке изучаемого текста, необходимо выполнить конспект, схему, аннотацию, систематизировать материал, составить план и т. д. по требованию преподавателя. Самостоятельное изучение темы курса предполагает обязательную письменную обработку текста: составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.).

Каждому семинарскому и лабораторному занятию должна предшествовать заранее спланированная тщательная подготовка. «Сценарий подготовки к семинарскому занятию»:

1. Познакомиться с темой занятия, теоретическими вопросами и практическими заданиями, спланированными на данное занятие.

2. Изучить материалы лекции, выделить наиболее важные моменты. Рекомендуется сделать графическую разметку текста лекции: выделить цветом основные понятия, новую терминологию, примеры, сделать необходимые заметки на полях тетради.

3. Изучить тему занятия по рекомендуемой литературе. Выполнить задание по обработке текста, если такое имеется.

4. Составить план ответа на каждый теоретический вопрос семинара (устный план, если студент уверен в своих силах, письменный план ответа на вопрос поможет избежать неуверенности и волнения).

5. Только после изучения теоретической части следует приступать к выполнению практических заданий в тетради. Каждое задание выполняется письменно, снабжается письменными объяснениями и комментариями, если этого требует задание. При необходимости следует обратиться к научной, учебно-научной литературе. Не следует доверять сомнительным источникам в сети Интернет.

Студенты, обучающиеся по индивидуальному плану, самостоятельно изучают темы, вынесенные в лекционный курс, конспектируют материал в соответствии с содержанием лекции, готовятся к собеседованию, а также выполняют задания к семинарским и лабораторным занятиям в тетради. Тетрадь с конспектами и заданиями сдается на проверку преподавателю.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

1. На титульном листе должна располагаться информация об
учебном заведении, факультете, кафедре, а также название дисциплины, тема и жанр исследования (реферат). Здесь же должны находиться
данные о том, кто выполнил работу (ФИО студента, группа), кто работу проверил (ФИО преподавателя, должность), внизу титульного листа
помещается название города и текущий год.

2. Оглавление включает в себя перечисление основных этапов
работы (введение, главы и параграфы, заключение, список литературы,
приложения) с указанием страниц.

3. Во введении необходимо определить тему и проблему исследования, сформулировать цели и задачи работы, уточнить авторов,
занимающихся данной проблематикой, наименование основных научных, архивных, литературных источников, изученных в процессе подготовки.

4. В основной части реферата (2-3 главы) анализируются подходы к решению проблемы у других авторов, изучается научный материал, решаются поставленные задачи, предлагаются собственные модели и теоретические построения и т. д.

5. В заключении кратко подводятся итоги работы. Формулируются основные и дополнительные выводы, намечаются перспективы
дальнейших исследований по данному направлению.

6. Список литературы (не менее 5 источников) включает в
себя изученные литературные, научные, искусствоведческие, архивные, аудио- и видеоисточники (книги, учебники, монографии, коллективные монографии, энциклопедии, журналы, статьи и т. д.).

7. В приложении должны находиться иллюстрации, эскизы,
схемы, поясняющие или уточняющие основные материалы и исследования. В случае необходимости допускается расположение иллюстраций, схем и эскизов внутри основной части реферата.

8. Оглавление (содержание), введение, каждая новая глава, заключение, список литературы должны начинаться на новом листе с
названия каждого раздела. Наименования разделов, глав, параграфов
необходимо выделять жирным шрифтом.

9. Рефераты выполняются на листах белой бумаги формата А4
компьютерным способом. Шрифт Times New Roman (14-й кегль),
межстрочный интервал - одинарный. Нумерация страниц обязательна. Объем реферата - не менее 15 страниц основного текста, начиная с введения и заканчивая заключением.

10. Список литературы выстраивается в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 в алфавитном порядке. Оформлять ссылки в тексте следует в квадратных скобках на соответствующий источник списка литературы, например [1, с. 22]. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается. Пример оформления библиографического списка:

1. Арган, Дж. К. История итальянского искусства [Текст] / Дж. К. Арган. – М.: Радуга, 1990. – 118 с.

2. Валерии П. Об искусстве: сб. – М.: Искусство, 1993.

3. Гнедич, П. П. Всемирная история искусств: учеб. пособие [Текст] / П. П. Гнедич. – М.: Современник, 1997. – 336 с.

4. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусст-
во: учеб. пособие [Текст] / Т. В. Ильина. – М: Высшая школа, 2000. – 220 с.

5. Энциклопедия импрессионизма и постмодернизма. – М: Ол-
ма-Пресс, 2000. – 281 с.

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Изучение дисциплины «Культуралогия» строится с использованием в учебном процессе следующих образовательных технологий: технологии организации самостоятельной работы студентов, используемой во внеаудиторной работе при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям и во время аудиторной работы при изучении разделов 1, 2, 3, 4, 5; информационно-коммуникационных технологий (разделы 1, 2, 3, 4), технологии анализа конкретных ситуаций (разделы 3, 5), коллоквиум (раздел 1-2).

6. Самостоятельная работа студентов

№ п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоёмкость
1. Культурология как наука Конспекты  
2. Структура и состав современного культурологического знания. Конспекты  
3. Основные понятия культурологии Конспекты, подготовка словаря терминов  
4. Типология культуры. Конспекты, подготовка доклада  
5. Место и роль России в мировой культуре Конспекты, подготовка доклада  
6. Генезис европейской культуры. Конспекты, подготовка доклада  
7. Культура и природа. Конспекты, подготовка доклада  
8. Культура и общество. Культура и личность. Конспекты, подготовка доклада  
9. Культура и глобальные проблемы современности. Культура Сибири. Конспекты, подготовка доклада, написание реферата, подготовка презентации  
ИТОГО  

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства.

Средства оценивания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: