К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.
Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.
40 Медиаторство и регулирование конфликта.
Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.
Медиацию следует понимать прежде всего как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.
В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют однако группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:
- межгосударственные организации (ООН)
- государственные правовые институты (арбитражный суд /…/, прокуратура)
- государственные специализированные комиссии (например по урегулированию забастовок)
- представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах)
- руководители структур по отношению к подчиненным
- общественные организации (профсоюзы)
- профессиональные медиаторы-конфликтологи
- социальные психологи
Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:
- представители религиозных организаций
- психологи
- социальные педагоги
- юристы
Выделяют пять типов медиаторов:
1. «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется
2. «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому
3. «посредник» - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам
4. «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении
5. «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение
Первые два стиля называют высокоавторитарными. Они выгодны. Если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Каким образом может воздействовать третья сторона?
- волевое прекращение конфликта
- разведение конфликтующих сторон третейский судья
- применение санкций арбитр
- определение правого и неправого
- оказание помощи в поиске решения
- содействие нормализации отношений помощник
- оказание помощи в организации общения посредник
- контроль за выполнением соглашения арбитр, посредник, наблюдатель
- блокирование борьбы третейский судья, арбитр, наблюдатель
Процесс медиации включает три основных этапа:
1. знакомство с конфликтом (составление карты конфликта)
2. работа с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров)
3. ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.)
Важно, чтобы каждая встреча сторон заканчивалась пусть небольшим, но продвижением вперед.
.






