Это то, что создано разумом и руками человека. Река — это
природа, мост через реку — культура. Стон — это природа,
человеческая речь — культура. Водопады — это природа,
электростанции — это культура. Камень — это природа,
топор — это культура. Кусок железа — природа, плуг —
культура.
Особенно быстро подчинение природы человеком проходило
в европейских странах. Уже более тысячи лет (с IX века) ев-
ропейцы, можно сказать, выжимают соки из природы: они
распахивали большие участки земли и, получив 2-3 урожая,
истощив землю, бросали ее, вырубали и выжигали леса под
новые поля. Они хотели от природы только брать и брать, пол-
ностью поставив ее себе на службу. Изменение отношений
между природой и человеком заметно, в частности, по тому,
как постепенно менялся облик календарей. До IX в. на кален-
дарях рисовали просто человеческие фигурки. А затем на них
появились изображения людей, занятых разным трудом: па-
харя, жнеца, лесоруба. Человек и природа здесь уже разъеди-
нены. Человек рубит лес, он покоряет природу. Изобретя раз-
|
|
личные механизмы и машины, он почувствовал себя в роли ее
властелина.
Европейцы издавна стремились раскрыть тайны природы, узнать
ее законы и подчинить ее себе. Они не столько любуются кра-
сотой природы, сколько пытаются ее исследовать. Их отноше-
ние к природе чем-то напоминает поведение ребенка, кото-
рый взял в руки новую игрушку. Она красивая и загадочная.
Можно, разумеется, восхищаться ею. Но неплохо бы заглянуть,
что у нее внутри. И дитя начинает разбирать игрушку, разла-
мывать ее, вытаскивать пружину, вату....
80 Глава V. Природа и культура
Другой ребенок отрывает мухе крылышки. Ведь интересно знать,.
как поведет себя насекомое, если его лишить крыльев. Ясное де-
ло, она уже не полетит. Но это надо еще проверить, проследить...
Это, разумеется, жестоко. Но не случайно Фрэнсис Бэкон, анг-
лийский философ, сравнил ученого с палачом, который выведы-
вает тайны у природы. Вместе с тем складывалось и иное миро-
воззрение: опасливое отношение к насилию над природой.
Тот же Бэкон констатировал: поистине, если «чудом» мы называ-
ем власть над природой, то оно, это чудо, всего более являет
себя в бедствиях. Согласно Блёзу Паскалю, природа повторяет
себя: зерно, брошенное в тучную землю, плодоносит; мысль,
посеянная в восприимчивый ум, также плодоносит. Все созда-
но великим Творцом: корни, ветви, плоды...
Французский социолог Шарль Монтескье писал: «Природа дейст-
вует всегда медленно и, если можно так выразиться, бережно:
ее действия никогда не бывают насильственны. Даже в своих
продуктах она требует умеренности; поступает по правилам
и соразмерно; если ее понуждают, она скоро истощается и всю
оставшуюся силу употребляет на то, чтобы сохранить себя,
совершенно теряя при этом свою продуктивную способность
и творческую мощь...»