в ходе его исторической эволюции. Философия культуры этой
эпохи пыталась вобрать в себя всю органику мира от геологи-
ческих пластов до высших творений человеческого духа.
Всемирная история в понимании Гегеля не является ареной счас-
тья; мирные и счастливые народы— пустые страницы в книге
истории. Он считал абсолютно неопровержимым свое убежде-
ние в том, что «в истории все происходит разумно». Ступени
культуры Гегель различал по мере насыщенности духом. Он вы-
делял три периода в истории искусства: символический (искус-
ство Востока), классический (античность) и романтический
(христианский). Формирование антитезы «цивилизация-куль-
68 Глава IV. Культура как поиск смысла
тура» происходило параллельно переходу немецкого Просве-
щения в романтизм. Романтики исходили из обобщенного
образа истории, из громадной традиции культурной исто-
рии, из идей циклического бытия. Ф. Шлегель, например, по-
лагал, что главное в культуре — это процесс восхождения,
схождения в единый центр различных тенденций культурного
|
|
творчества. А. и Ф. Шлегели, Ф. Шеллинг стояли у истоков срав-
нительно-исторического изучения культуры, рассматри-
вая ее как единый процесс общечеловеческого развития.
Они, в частности, отмечали, что фундамент современной циви-
лизации закладывался в эпоху средневековья.
В XIX в. ряд мыслителей обнаружили разносторонне обоснован-
ную культуроборческую тенденцию. Радикализм нового истол-
кования культуры проявляется в крайней оппозиции ко всем
принятым постулатам антропологических и философско-исто-
рических концепций. А. Шопенгауэр решительно отвергал все-
общую западноевропейскую веру в прогрессивность «человека
разумного» и «человека деятельного». Согласно этой установ-
ке сам генезис культуры усматривался в том, что человек безо-
ружен перед лицом окружающего мира и совершенно не может
приспособиться к его специфике в отличие от его ближайших
родственников из животного мира. Человек испытывает гор-
дость от того, что создал государство, произведения искусства,
науку, орудия труда, языки, поэзию, словом, весь космос куль-
туры. У Ф. Ницше, последователя Шопенгауэра, культурфило-
софия сбрасывает с себя груз христианских воззрений и уст-
ремляется в лоно нового языческого мировоззрения. Культура
осуждается отныне не с позиции руссоистской «гармоничес-
кой» природы. Она соизмеряется с принципом космической
«воли к жизни» и «воли к власти».
О том, как развивалась культурология в XX веке, — рассказ пой-
дет дальше. Здесь мы видим поток новых концепций и подхо-
дов, требующих тщательного изучения.