Ческого, короче, разумного совершенствования человека

в ходе его исторической эволюции. Философия культуры этой

эпохи пыталась вобрать в себя всю органику мира от геологи-

ческих пластов до высших творений человеческого духа.

Всемирная история в понимании Гегеля не является ареной счас-

тья; мирные и счастливые народы— пустые страницы в книге

истории. Он считал абсолютно неопровержимым свое убежде-

ние в том, что «в истории все происходит разумно». Ступени

культуры Гегель различал по мере насыщенности духом. Он вы-

делял три периода в истории искусства: символический (искус-

ство Востока), классический (античность) и романтический

(христианский). Формирование антитезы «цивилизация-куль-

68 Глава IV. Культура как поиск смысла

тура» происходило параллельно переходу немецкого Просве-

щения в романтизм. Романтики исходили из обобщенного

образа истории, из громадной традиции культурной исто-

рии, из идей циклического бытия. Ф. Шлегель, например, по-

лагал, что главное в культуре — это процесс восхождения,

схождения в единый центр различных тенденций культурного

творчества. А. и Ф. Шлегели, Ф. Шеллинг стояли у истоков срав-

нительно-исторического изучения культуры, рассматри-

вая ее как единый процесс общечеловеческого развития.

Они, в частности, отмечали, что фундамент современной циви-

лизации закладывался в эпоху средневековья.

В XIX в. ряд мыслителей обнаружили разносторонне обоснован-

ную культуроборческую тенденцию. Радикализм нового истол-

кования культуры проявляется в крайней оппозиции ко всем

принятым постулатам антропологических и философско-исто-

рических концепций. А. Шопенгауэр решительно отвергал все-

общую западноевропейскую веру в прогрессивность «человека

разумного» и «человека деятельного». Согласно этой установ-

ке сам генезис культуры усматривался в том, что человек безо-

ружен перед лицом окружающего мира и совершенно не может

приспособиться к его специфике в отличие от его ближайших

родственников из животного мира. Человек испытывает гор-

дость от того, что создал государство, произведения искусства,

науку, орудия труда, языки, поэзию, словом, весь космос куль-

туры. У Ф. Ницше, последователя Шопенгауэра, культурфило-

софия сбрасывает с себя груз христианских воззрений и уст-

ремляется в лоно нового языческого мировоззрения. Культура

осуждается отныне не с позиции руссоистской «гармоничес-

кой» природы. Она соизмеряется с принципом космической

«воли к жизни» и «воли к власти».

О том, как развивалась культурология в XX веке, — рассказ пой-

дет дальше. Здесь мы видим поток новых концепций и подхо-

дов, требующих тщательного изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: