Циями, — считает Хантингтон, —- это и есть линии буду-

щих фронтов» (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//

Полис. 1994, № 1, с. 33).

Действительно ли грядущий конфликт между цивилизациями —

завершающая стадия той эволюции, которую претерпели гло-

бальные конфликты в современном мире? На протяжении полу-

тора веков после Вестфальского мира, который оформил совре-

менную международную систему, в западном ареале конфликты

разворачивались главным образом между государями-королями,

императорами, абсолютными конституционными монархами,

стремящимися расширить свой бюрократический аппарат, уве-

личить армии, укрепить экономическую мощь, а главное — при-

соединить новые земли к своим владениям. Этот процесс поро-

Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 131

дил нации — государства. Начиная с Французской революции,

основные линии конфликта стали пролегать не столько между

правителями, сколько между нациями.

Хантингтон полагает, что данная модель сохранялась в течение

всего XIX в. Конец ей положила Первая мировая война. А затем

в результате русской революции и ответной реакции на нее

конфликт между нациями уступил место конфликту идеоло-

гий. Сторонами такого конфликта в соответствии с концепци-

ей Хантингтона были вначале коммунизм, нацизм.и либераль-

ная демократия. Во время «холодной войны» этот конфликт

вылился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых не

была нацией-государством в классическом европейском смыс-

ле. Их самоидентификация формулировалась в идеологичес-

ких категориях. •

Идентичность на уровне цивилизации, по мнению Хантингтона,

будет становиться все более важной, и облик мира будет в зна-

чительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-

восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, кон-

фуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-

славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская

цивилизация. По мнению оппонентов американского культуро-

лога, если исходить из его критериев выделения цивилизаций

(язык, история, обычаи, институты, самоидентификация), то не-

понятно, почему латиноамериканская и православная (россий-

ская) цивилизации выделяются, а не включаются в состав запад-

ной. Ведь православная теология и литургия, ленинизм и учение

Льва Толстого — все это проявления западной культуры.

Итак, самые значительные конфликты будущего, по мнению Хан-

тингтона, развернутся по линий разлома между цивилизация-

ми. Как он обосновывает свою концепцию? Во-первых, разли-

чия между цивилизациями не просто реальны. Они наиболее

существенны. Цивилизации не схожи по своей истории, языку,

культуре, традициям и, что самое важное, — религии. Люди

разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между

Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и госу-

дарством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные

представления о соотносительной значимости прав и обязан-

ностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Они


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: