щих фронтов» (Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//
Полис. 1994, № 1, с. 33).
Действительно ли грядущий конфликт между цивилизациями —
завершающая стадия той эволюции, которую претерпели гло-
бальные конфликты в современном мире? На протяжении полу-
тора веков после Вестфальского мира, который оформил совре-
менную международную систему, в западном ареале конфликты
разворачивались главным образом между государями-королями,
императорами, абсолютными конституционными монархами,
стремящимися расширить свой бюрократический аппарат, уве-
личить армии, укрепить экономическую мощь, а главное — при-
соединить новые земли к своим владениям. Этот процесс поро-
Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 131
дил нации — государства. Начиная с Французской революции,
основные линии конфликта стали пролегать не столько между
правителями, сколько между нациями.
Хантингтон полагает, что данная модель сохранялась в течение
всего XIX в. Конец ей положила Первая мировая война. А затем
в результате русской революции и ответной реакции на нее
конфликт между нациями уступил место конфликту идеоло-
гий. Сторонами такого конфликта в соответствии с концепци-
ей Хантингтона были вначале коммунизм, нацизм.и либераль-
ная демократия. Во время «холодной войны» этот конфликт
вылился в борьбу двух сверхдержав, ни одна из которых не
была нацией-государством в классическом европейском смыс-
ле. Их самоидентификация формулировалась в идеологичес-
ких категориях. •
Идентичность на уровне цивилизации, по мнению Хантингтона,
будет становиться все более важной, и облик мира будет в зна-
чительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-
восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, кон-
фуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-
славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская
цивилизация. По мнению оппонентов американского культуро-
лога, если исходить из его критериев выделения цивилизаций
(язык, история, обычаи, институты, самоидентификация), то не-
понятно, почему латиноамериканская и православная (россий-
ская) цивилизации выделяются, а не включаются в состав запад-
ной. Ведь православная теология и литургия, ленинизм и учение
Льва Толстого — все это проявления западной культуры.
Итак, самые значительные конфликты будущего, по мнению Хан-
тингтона, развернутся по линий разлома между цивилизация-
ми. Как он обосновывает свою концепцию? Во-первых, разли-
чия между цивилизациями не просто реальны. Они наиболее
существенны. Цивилизации не схожи по своей истории, языку,
культуре, традициям и, что самое важное, — религии. Люди
разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между
Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и госу-
дарством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные
представления о соотносительной значимости прав и обязан-
ностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Они