Второе значение слова предполагает движение расколотого
мира к единому. Актуальность приобрела и третья версия —
она учитывает множественность отдельных разрозненных ци-
вилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходя-
щее к христианству видение общечеловеческой перспективы,
о чем речь шла в предыдущей главе.
Со второй половины XIX в. слово «цивилизация» стало употреб-
ляться во множественном числе для обозначения региональ-
ных и локальных типов культурных сообществ. Уже говорилось
о концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского,
который выделял свыше десяти типов цивилизаций- С этого вре-
мени проблема ставится совсем в другом ракурсе. Является ли
в действительности культура мощнейшим всплеском духа? Мож-
но ли говорить о том, что все формы культурного творчества
разнозначны? Мыслители разных эпох пытались провести раз-
граничение между истинным воспарением человеческого духа
(культурой) и рутинным воспроизведением застывших форм де-
ятельности человека (цивилизацией). Однако есть ли сегодня
основания для различения культуры и цивилизации?
Трактовка Q. Шпенглерз
Среди тех, кто пытался ответить на этот вопрос, был и упоминав-
шийся ранее 0. Шпенглер. В основе его концепции культуры,
изложенной им и широко обсуждающейся и поныне книге «За-
кат Европы» (1918-1922), лежит уподобление (аналогия) куль-
туры живому организму. Точно так же, как живые организмы
проходят определенные стадии (фазы, циклы) — рождаются,
живут, расцветают, дряхлеют и умирают — цветенье культу-
ры не вечно, она утрачивает свой жизнеутверждающий пафос.
Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
По мнению 0. Шпенглера, культуры загерметизированы, непро-
ницаемы друг в друга. Эта мысль, напомним, содержалась и в
книге Н.Я. Данилевского, который считал историческим за-
коном непередаваемость культурных начал. Однако такое по-
нимание культуры подверг критике еще B.C. Соловьев, ут-
верждавший, что действительное движение истории состоит
главным образом в передаче культурного наследия. Так, воз-
никший в Индии буддизм был передан народам монголоидной
расы и определил духовный характер и культурно-историчес-
Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 123
кую судьбы Восточной и Северной Азии. Разноплеменные на-
роды передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по
Н.Я. Данилевскому, несколько самостоятельных культурно-
исторических типов, на самом деле сперва усвоили просвети-
тельские начала эллинизма, затем христианство и, наконец,
исламскую религию аравийского пророка Мухаммада.
Еще примеры. Христианство, появившееся среди еврейского наро-
да, даже дважды нарушило «исторический закон», о котором пи-
сали 0. Шпенглер и Н.Я. Данилевский: сначала евреи передали
свою религию греческому и римскому миру, а потом через эти
два культурно-исторических типа — германо-романскому и сла-
вянскому, помешав им исполнить «требования теории» — со-
здать собственные религии. Вероисповедные различия внутри
самого христианства также не соответствуют данной теории,
ибо «единый» германо-романский мир разделился между като-
личеством и протестантизмом, а славянский — между католиче-
ством и православием, причем и православие не было выработа-
но самим славянством, а было целиком воспринято от Византии,
т.е. совершенно другого культурно-исторического типа.
Вслед за Данилевским Шпенглер отвергал разделение всемир-
ной истории на древнюю, средневековую и новую. Совершен-
ный им, по его собственному выражению, «коперниковский
переворот в науке» состоит в том, что история предстает не
как единый процесс, а как множество мощных культур, с пер-
вобытной силой вырастающих из недр породившей их стра-
ны, к которой они строго привязаны на всем протяжении сво-
его существования.
«Культуры — это организмы, — пишет Шпенглер, — а ми-
^ ровая история есть коллективная биография». Они рожда-
ются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая
культура проходит в своем развитии через стадии, аналогич-
ные стадиям развития живых организмов: детство, юность,
зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Рождение
культуры есть пробуждение великой души. Когда огонь души
затухает, она вступает в свою последнюю стадию — стадию
цивилизации. Характерными признаками цивилизации явля-
ются космополитизм и города-гиганты, научный атеизм или
мертвая метафизика вместо истинной религии, масса вместо
народа... Перед смертью цивилизация переживает короткий
, период второй религиозности, характеризуемой волнами мис-
тицизма и гноститизма.
124 Глава VIII. Цивилизационная модель культуры
Шпенглер называет восемь великих культур: египетскую, вави-
лонскую, индийскую, китайскую, классическую, или аполлонов-
скую (греко-римскую), арабскую, или магическую, мексикан-
скую и западную, или фаустовскую (возникшую около 1000 лет
назад н.э.). Он указывает на возможность появления русской
великой культуры. Из этих культур мексиканская погибла на-
сильственной смертью, арабская и русская претерпели на ран-
ней стадии развития частичное подавление и разрушение.
Каждая великая культура основана на своем прасимволе, кото-
рый определяет ее основные черты: образ мысли, характер на-
уки и философии, искусства и верований. Прасимволом клас-
сической (греко-римской) культуры является «чувственное
человеческое тело как идеальный тип протяженности». Пра-
символом западной, или фаустовской, культуры является «чи-
стое и безграничное пространство».
Обнаженная статуя, чувственный культ олимпийский богов, горо-
да-полисы — это феномены аполлоновской культуры; динами-
ческая теория Галилея, догматы католичества и протестантства
— явления фаустовской культуры. Одиночество фаустовской
души воплощено в таких героях средневековья, как Зигфрид,
Парцифаль, Тристан, Гамлет и сам Фауст...
Шпенглер показывает, как «камень» — прасимвол египетской
культуры или «безграничная равнина» — прасимвол рус-
ской культуры — находят выражение во всех основных об-
ластях культуры: науке, философии, искусстве, этике, праве
и политике.
Причины и пути возникновения великих культур и прохождения
ими предначертанного жизненного цикла вытекают, по Шпен-
глеру, из разделения всей реальности на «историю» и «приро-
ду» как два способа понимания действительности.
Мир как природа представляет отражение восприятий органами
чувств человека великой культуры. Мир как история есть об-
раз, создаваемый человеком интуитивно, инстинктивно и ра-
ционально с целью постижения мира, чтобы соотнести этот
образ и со своей собственной жизнью. История изображает
мир становящимся, природа рассматривает его ставшим. По-
этому историческое познание в корне отлично от естест-
венного.
Шпенглер не отвечает на вопрос о причинах возникновения ве-
ликих и движущих факторов развития культур. По его мне-
нию, принцип причинности не применим к истории, и поэтому
Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 125
рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна,
выбор, сделанный космическими силами и лежащий вне сфе-
ры причинного понимания. Развитие культуры определяет-
ся «исторической логикой судьбы».
Немецкий культурфилософ дает также описание социальных
форм и систем, соответствующих отдельным фазам развития
великих культур. На предкультуркой стадии развития чело-
век плотояден, ведет кочевнический образ жизни и борется
с враждебной ему природой. С развитием земледелия чело-
век переходит к оседлости, становится крестьянином, обна-
руживает в природе душу и природа становится для него Ма-
терью-землей. Крестьянин внеисторичен и независим от осо-
бенностей культуры. Его благочестие предшествует любой
религии; его мораль лежит вне религиозной и духовной ис-
тории. На предкультурной стадии нет ни классов, ни масс, ни
государства, ни политики. Племена кочевников и оседлых
крестьян служат этнографическим материалом для возник-
новения культуры.
Ранний период становления культуры состоит из двух социаль-
ных фаз: феодализма и аристократического государства. Воз-
никновение культуры характеризуется двумя эпохальными
феноменами — появлением городов и классов: аристократии
и священнослужителей. В условиях феодализма рождается
нация и государство. Затем феодализм с его экономикой, по-
литикой и другими ценностями распадается, и на смену ему
приходит аристократическое государство. Впоследствии ран-
няя фаза культуры переходит в позднюю, на которой идея
государства и национального правления реализуется в пол-
ной форме. Появляется и растет третий класс — буржуазия.
Город начинает преобладать над деревней политически, эко-
номически, технически и интеллектуально. Урбанистические
ценности заменяют сельские. Растет влияние и авторитет
буржуазии. Эта фаза имеет три подфазы: 1) формирование го-
сударства и его форм; 2) установление абсолютной монархии,
объединение аристократии, духовенства и буржуазии в еди-
ную нацию; 3) падение абсолютистского государства и абсо-
лютизма, революция и победа «народа» над привилегирован-
ным классом.
На последней стадии культуры, именуемой цивилизацией, народ
превращается в бесформенную массу. Государство и нация об-
наруживают тенденцию к распаду. Город превращается в ги-
126 ГяаваУШ. Цивилизационная модель культуры
гантское космополитическое образование... Сегодняшний
господин мира, западный человек, превращается в раба ма-
шины. Устав от машин и цивилизации, человек возвращается
к простым формам жизни, к природе. Наступает волна вторич-
ной религиозности.
На смену демократии приходит тирания и режим диктаторов...
Массовая пропаганда, массовое образование, массовые газеты
и журналы постепенно вытесндют книгу из духовной жизни
людей. Люди перестают думать самостоятельно, принимая на
веру то, что сообщают им средства массовой информации.
Правда в условиях демократии — это то, чего хотят пресса, как
думает.Шпенглер, и другие средства массовой информации.
Они манипулируют правдой по своему усмотрению. Конечно,
при демократии существуют свобода слова, однако пресса сво-
бодна не замечать того, что говорят граждане. Она. обрекает на
смерть любую «правду», обходя ее молчанием...
С помощью средств массовой информации элита контролирует
массы, их мысли и действия... Парламенты, конгресс и выборы
превращаются в игру, своего рода фарс во имя свободы и само-
определения народов.
На смену высоко моральным лидерам периода ранней демокра-
тии приходят беспринципные, политики. Правительство из
народа, осуществляемое народом и ради народа, заменяется
правительством из политиков и для политиков. Наступают не-
спокойные времена. Устав от беспорядков и волнений, люди
готовы променять свои иллюзорные неотчуждаемые права на
порядок и безопасность, которые обещает им будущий Цезарь.
Цезаризм — последняя стадия цивилизации. Затем соци-
альные формы культуры дезинтегрируют наступает волна
«вторичной религиозности».
Взгляды Шпенглера на взаимопроникновение и преемствен-
ность культур схожи со взглядами Н.Я. Данилевского. Каждая
культура уникальна и может быть полностью понята теми
людьми, которые в ней живут. Если одна культура заимствует
элементы из другой, то они служат в качестве материала для
самовыражения первой культуры. Так, существующее римское
право отличается от римского права, существовавшего у древ-
них римлян. Христианство западного мира после XI в., его
ритуал, иерархия и догмы в корне отличаются от раннего хри-
стианства и были бы, судя по всему, отвергнуты св. Павлом
и св. Августином.
Глава VIII. Цивилизационная модель-культуры 127