Тивопоставляется мертвящему техницизму цивилизации

Второе значение слова предполагает движение расколотого

мира к единому. Актуальность приобрела и третья версия —

она учитывает множественность отдельных разрозненных ци-

вилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходя-

щее к христианству видение общечеловеческой перспективы,

о чем речь шла в предыдущей главе.

Со второй половины XIX в. слово «цивилизация» стало употреб-

ляться во множественном числе для обозначения региональ-

ных и локальных типов культурных сообществ. Уже говорилось

о концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского,

который выделял свыше десяти типов цивилизаций- С этого вре-

мени проблема ставится совсем в другом ракурсе. Является ли

в действительности культура мощнейшим всплеском духа? Мож-

но ли говорить о том, что все формы культурного творчества

разнозначны? Мыслители разных эпох пытались провести раз-

граничение между истинным воспарением человеческого духа

(культурой) и рутинным воспроизведением застывших форм де-

ятельности человека (цивилизацией). Однако есть ли сегодня

основания для различения культуры и цивилизации?

Трактовка Q. Шпенглерз

Среди тех, кто пытался ответить на этот вопрос, был и упоминав-

шийся ранее 0. Шпенглер. В основе его концепции культуры,

изложенной им и широко обсуждающейся и поныне книге «За-

кат Европы» (1918-1922), лежит уподобление (аналогия) куль-

туры живому организму. Точно так же, как живые организмы

проходят определенные стадии (фазы, циклы) — рождаются,

живут, расцветают, дряхлеют и умирают — цветенье культу-

ры не вечно, она утрачивает свой жизнеутверждающий пафос.

Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

По мнению 0. Шпенглера, культуры загерметизированы, непро-

ницаемы друг в друга. Эта мысль, напомним, содержалась и в

книге Н.Я. Данилевского, который считал историческим за-

коном непередаваемость культурных начал. Однако такое по-

нимание культуры подверг критике еще B.C. Соловьев, ут-

верждавший, что действительное движение истории состоит

главным образом в передаче культурного наследия. Так, воз-

никший в Индии буддизм был передан народам монголоидной

расы и определил духовный характер и культурно-историчес-

Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 123

кую судьбы Восточной и Северной Азии. Разноплеменные на-

роды передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по

Н.Я. Данилевскому, несколько самостоятельных культурно-

исторических типов, на самом деле сперва усвоили просвети-

тельские начала эллинизма, затем христианство и, наконец,

исламскую религию аравийского пророка Мухаммада.

Еще примеры. Христианство, появившееся среди еврейского наро-

да, даже дважды нарушило «исторический закон», о котором пи-

сали 0. Шпенглер и Н.Я. Данилевский: сначала евреи передали

свою религию греческому и римскому миру, а потом через эти

два культурно-исторических типа — германо-романскому и сла-

вянскому, помешав им исполнить «требования теории» — со-

здать собственные религии. Вероисповедные различия внутри

самого христианства также не соответствуют данной теории,

ибо «единый» германо-романский мир разделился между като-

личеством и протестантизмом, а славянский — между католиче-

ством и православием, причем и православие не было выработа-

но самим славянством, а было целиком воспринято от Византии,

т.е. совершенно другого культурно-исторического типа.

Вслед за Данилевским Шпенглер отвергал разделение всемир-

ной истории на древнюю, средневековую и новую. Совершен-

ный им, по его собственному выражению, «коперниковский

переворот в науке» состоит в том, что история предстает не

как единый процесс, а как множество мощных культур, с пер-

вобытной силой вырастающих из недр породившей их стра-

ны, к которой они строго привязаны на всем протяжении сво-

его существования.

«Культуры — это организмы, — пишет Шпенглер, — а ми-

^ ровая история есть коллективная биография». Они рожда-

ются, растут и, выполнив свое назначение, умирают. Каждая

культура проходит в своем развитии через стадии, аналогич-

ные стадиям развития живых организмов: детство, юность,

зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Рождение

культуры есть пробуждение великой души. Когда огонь души

затухает, она вступает в свою последнюю стадию — стадию

цивилизации. Характерными признаками цивилизации явля-

ются космополитизм и города-гиганты, научный атеизм или

мертвая метафизика вместо истинной религии, масса вместо

народа... Перед смертью цивилизация переживает короткий

, период второй религиозности, характеризуемой волнами мис-

тицизма и гноститизма.

124 Глава VIII. Цивилизационная модель культуры

Шпенглер называет восемь великих культур: египетскую, вави-

лонскую, индийскую, китайскую, классическую, или аполлонов-

скую (греко-римскую), арабскую, или магическую, мексикан-

скую и западную, или фаустовскую (возникшую около 1000 лет

назад н.э.). Он указывает на возможность появления русской

великой культуры. Из этих культур мексиканская погибла на-

сильственной смертью, арабская и русская претерпели на ран-

ней стадии развития частичное подавление и разрушение.

Каждая великая культура основана на своем прасимволе, кото-

рый определяет ее основные черты: образ мысли, характер на-

уки и философии, искусства и верований. Прасимволом клас-

сической (греко-римской) культуры является «чувственное

человеческое тело как идеальный тип протяженности». Пра-

символом западной, или фаустовской, культуры является «чи-

стое и безграничное пространство».

Обнаженная статуя, чувственный культ олимпийский богов, горо-

да-полисы — это феномены аполлоновской культуры; динами-

ческая теория Галилея, догматы католичества и протестантства

— явления фаустовской культуры. Одиночество фаустовской

души воплощено в таких героях средневековья, как Зигфрид,

Парцифаль, Тристан, Гамлет и сам Фауст...

Шпенглер показывает, как «камень» — прасимвол египетской

культуры или «безграничная равнина» — прасимвол рус-

ской культуры — находят выражение во всех основных об-

ластях культуры: науке, философии, искусстве, этике, праве

и политике.

Причины и пути возникновения великих культур и прохождения

ими предначертанного жизненного цикла вытекают, по Шпен-

глеру, из разделения всей реальности на «историю» и «приро-

ду» как два способа понимания действительности.

Мир как природа представляет отражение восприятий органами

чувств человека великой культуры. Мир как история есть об-

раз, создаваемый человеком интуитивно, инстинктивно и ра-

ционально с целью постижения мира, чтобы соотнести этот

образ и со своей собственной жизнью. История изображает

мир становящимся, природа рассматривает его ставшим. По-

этому историческое познание в корне отлично от естест-

венного.

Шпенглер не отвечает на вопрос о причинах возникновения ве-

ликих и движущих факторов развития культур. По его мне-

нию, принцип причинности не применим к истории, и поэтому

Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 125

рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна,

выбор, сделанный космическими силами и лежащий вне сфе-

ры причинного понимания. Развитие культуры определяет-

ся «исторической логикой судьбы».

Немецкий культурфилософ дает также описание социальных

форм и систем, соответствующих отдельным фазам развития

великих культур. На предкультуркой стадии развития чело-

век плотояден, ведет кочевнический образ жизни и борется

с враждебной ему природой. С развитием земледелия чело-

век переходит к оседлости, становится крестьянином, обна-

руживает в природе душу и природа становится для него Ма-

терью-землей. Крестьянин внеисторичен и независим от осо-

бенностей культуры. Его благочестие предшествует любой

религии; его мораль лежит вне религиозной и духовной ис-

тории. На предкультурной стадии нет ни классов, ни масс, ни

государства, ни политики. Племена кочевников и оседлых

крестьян служат этнографическим материалом для возник-

новения культуры.

Ранний период становления культуры состоит из двух социаль-

ных фаз: феодализма и аристократического государства. Воз-

никновение культуры характеризуется двумя эпохальными

феноменами — появлением городов и классов: аристократии

и священнослужителей. В условиях феодализма рождается

нация и государство. Затем феодализм с его экономикой, по-

литикой и другими ценностями распадается, и на смену ему

приходит аристократическое государство. Впоследствии ран-

няя фаза культуры переходит в позднюю, на которой идея

государства и национального правления реализуется в пол-

ной форме. Появляется и растет третий класс — буржуазия.

Город начинает преобладать над деревней политически, эко-

номически, технически и интеллектуально. Урбанистические

ценности заменяют сельские. Растет влияние и авторитет

буржуазии. Эта фаза имеет три подфазы: 1) формирование го-

сударства и его форм; 2) установление абсолютной монархии,

объединение аристократии, духовенства и буржуазии в еди-

ную нацию; 3) падение абсолютистского государства и абсо-

лютизма, революция и победа «народа» над привилегирован-

ным классом.

На последней стадии культуры, именуемой цивилизацией, народ

превращается в бесформенную массу. Государство и нация об-

наруживают тенденцию к распаду. Город превращается в ги-

126 ГяаваУШ. Цивилизационная модель культуры

гантское космополитическое образование... Сегодняшний

господин мира, западный человек, превращается в раба ма-

шины. Устав от машин и цивилизации, человек возвращается

к простым формам жизни, к природе. Наступает волна вторич-

ной религиозности.

На смену демократии приходит тирания и режим диктаторов...

Массовая пропаганда, массовое образование, массовые газеты

и журналы постепенно вытесндют книгу из духовной жизни

людей. Люди перестают думать самостоятельно, принимая на

веру то, что сообщают им средства массовой информации.

Правда в условиях демократии — это то, чего хотят пресса, как

думает.Шпенглер, и другие средства массовой информации.

Они манипулируют правдой по своему усмотрению. Конечно,

при демократии существуют свобода слова, однако пресса сво-

бодна не замечать того, что говорят граждане. Она. обрекает на

смерть любую «правду», обходя ее молчанием...

С помощью средств массовой информации элита контролирует

массы, их мысли и действия... Парламенты, конгресс и выборы

превращаются в игру, своего рода фарс во имя свободы и само-

определения народов.

На смену высоко моральным лидерам периода ранней демокра-

тии приходят беспринципные, политики. Правительство из

народа, осуществляемое народом и ради народа, заменяется

правительством из политиков и для политиков. Наступают не-

спокойные времена. Устав от беспорядков и волнений, люди

готовы променять свои иллюзорные неотчуждаемые права на

порядок и безопасность, которые обещает им будущий Цезарь.

Цезаризм — последняя стадия цивилизации. Затем соци-

альные формы культуры дезинтегрируют наступает волна

«вторичной религиозности».

Взгляды Шпенглера на взаимопроникновение и преемствен-

ность культур схожи со взглядами Н.Я. Данилевского. Каждая

культура уникальна и может быть полностью понята теми

людьми, которые в ней живут. Если одна культура заимствует

элементы из другой, то они служат в качестве материала для

самовыражения первой культуры. Так, существующее римское

право отличается от римского права, существовавшего у древ-

них римлян. Христианство западного мира после XI в., его

ритуал, иерархия и догмы в корне отличаются от раннего хри-

стианства и были бы, судя по всему, отвергнуты св. Павлом

и св. Августином.

Глава VIII. Цивилизационная модель-культуры 127


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: