кими идеологиями и политическими режимами. Конечно,
различия не обязательно предполагают конфликт, а конфликт
132 Глава VIII. Цивилизационная модель культуры
не обязательно предполагает насилие. Однако в течение столе-
тий самые затяжные и кровопролитные конфликты порожда-
лись именно различиями между цивилизациями.
Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между
народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту
цивилизационного самосознания, к тому, что глубоко осознают-
ся различия между цивилизациями и тем, что их объединяет. Се-
вероафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов
враждебное отношение и в то же время укрепила доброжела-
тельность к другим иммигрантам — «добропорядочным католи-
кам и европейцам из Польши». Американцы гораздо болез-
неннее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда
более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. Вза-
имодействие между представителями разных цивилизаций ук-
|
|
репляет их цивилизационное самосознание, а это, в свою оче-
редь, обостряет уходящие в глубь истории или, по крайней мере,
воспринимаемые таким образом разногласия и враждебность.
В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных
изменений во всем мире размывают традиционную идентифи-
кацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает
и роль нации-государства как источника идентификации. Обра-
зовавшиеся в результате лакуны по большей части заполнены
религией, нередко в форме фундаменталистских движений.
Подобные движения сложились не только в исламе, но и в запад-
ном христианстве, иудаизме, буддизме, индуизме. В большинст-
ве стран и конфессий фундаментализм поддерживают образо-
ванные молодые люди, высококвалифицированные специалисты
из средних классов, лига свободных профессий, бизнесмены.
Как заметил американский религиовед Г. Вайгель: «десекуяя-
ризация мира — одно из доминирующих социальных явлений
конца XX века». Возрождение религии, или, говоря словами дру-
гого теолога, Ж. Кепеля, «реванш богов», создает основу для
идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за
рамки национальных границ, для объединения цивилизаций.
В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раз-
двоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вер-
шине своего могущества, а с другой — возможно, как раз поэтому
среди незападных цивилизаций происходит возврат к собствен-
ным корням. В прошлом элиты незападных стран обычно состоя-
ли из людей, в наибольшей степени связанных с Западом, полу-
|
|
чивших образование в Оксфорде, Сорбонне или Сандхерсте, и ус-
Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 133
воивших западные ценности и стиль жизни. Население же этих
стран, как правило, сохраняло неразрывную связь со своей искон-
ной культурой. Но сейчас все переменилось. Во многих незапад-
ных странах идет интенсивный процесс возврата злит к собствен-
ным культурным корням. И одновременно с этим западные, глав-
ным образом американские, обычаи, стиль жизни и культура
приобретают популярность среди широких слоев населения.
В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены
изменениям, чем экономические и политические, и вследствие
этого их сложнее разрешить, либо свести к компромиссу. Таким
образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уров-
нях. На микроуровне группы, обитающие вдоль границ разлома •
между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную,
за земли и власть друг над другом. На микроуровне страны, отно-
сящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния
в военной и экономической сферах, борются за контроль над меж-
дународными организациями и третьими странами, стремясь ут-
вердить собственные политические и религиозные ценности.
С. Хантингтон считает, что если в годы войны основные очаги кри-
зисов и кровопролития сосредоточивались вдоль политических
и идеологических границ, то теперь они перемещаются на ли-
нию разлома между цивилизациями. Американский культуро-
лог, конечно, не утверждает, что цивилизационная идентич-
ность заменит все другие формы идентичности, что нации-госу-
дарства исчезнут, каждая цивилизация станет политически
единой и целостной, а конфликты и борьба между различными
группами внутри цивилизаций прекратятся, но слагаемые его
гипотезы таковы: 1) противоречия между цивилизациями важ-
ны и реальны; 2) цивилизационное самосознание возрастает;
3) конфликт между цивилизациями придет на смену идеологи-
ческим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей
формы глобального конфликта; 4) международные отношения,
исторически являющиеся игрой в рамках западной цивилиза-
ции, будут все больше отходить от западной модели и превра-
щаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не
как пассивные объекты, а как активные действующие лица.
Своей концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтон
бросил вызоз многим устоявшимся представлениям о характе-
ре происходящих и потенциальных глобальных и региональ-
ных противостояний. Он также предложил новую парадигму
для теоретического исследования и прогнозирования миропо-
134 Глава VIII. Цивилизациомная модель культуры
рядка на рубеже XX и XXI веков. Это едва ли не самая крупная
из представленных за последние десятилетия культурологи-
ческая концепция, в которой дана общая картина мира.
Однако отдельные аспекты концепции Хантингтона вызывают же-
лание поспорить. Цивилизации существуют испокон века. Поче-
му же только сейчас они бросают вызов мировому порядку? Хотя
их роль и влияние действительно меняются, но оценка этих изме-
нений зависит от позиции исследователя. Поэтому цель цивили-
зационной модели — прежде всего привлечь внимание западной
общественности к тому, как все это воспринимается в мире.
Методика Хантингтона не нова. Еще в 40-х годах ее использовал
А. Тойнби. На взгляд Хантингтона, нереальной является па-