Более фундаментальны, чем различия между политичес-

кими идеологиями и политическими режимами. Конечно,

различия не обязательно предполагают конфликт, а конфликт

132 Глава VIII. Цивилизационная модель культуры

не обязательно предполагает насилие. Однако в течение столе-

тий самые затяжные и кровопролитные конфликты порожда-

лись именно различиями между цивилизациями.

Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между

народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту

цивилизационного самосознания, к тому, что глубоко осознают-

ся различия между цивилизациями и тем, что их объединяет. Се-

вероафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов

враждебное отношение и в то же время укрепила доброжела-

тельность к другим иммигрантам — «добропорядочным католи-

кам и европейцам из Польши». Американцы гораздо болез-

неннее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда

более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. Вза-

имодействие между представителями разных цивилизаций ук-

репляет их цивилизационное самосознание, а это, в свою оче-

редь, обостряет уходящие в глубь истории или, по крайней мере,

воспринимаемые таким образом разногласия и враждебность.

В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных

изменений во всем мире размывают традиционную идентифи-

кацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает

и роль нации-государства как источника идентификации. Обра-

зовавшиеся в результате лакуны по большей части заполнены

религией, нередко в форме фундаменталистских движений.

Подобные движения сложились не только в исламе, но и в запад-

ном христианстве, иудаизме, буддизме, индуизме. В большинст-

ве стран и конфессий фундаментализм поддерживают образо-

ванные молодые люди, высококвалифицированные специалисты

из средних классов, лига свободных профессий, бизнесмены.

Как заметил американский религиовед Г. Вайгель: «десекуяя-

ризация мира — одно из доминирующих социальных явлений

конца XX века». Возрождение религии, или, говоря словами дру-

гого теолога, Ж. Кепеля, «реванш богов», создает основу для

идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за

рамки национальных границ, для объединения цивилизаций.

В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раз-

двоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вер-

шине своего могущества, а с другой — возможно, как раз поэтому

среди незападных цивилизаций происходит возврат к собствен-

ным корням. В прошлом элиты незападных стран обычно состоя-

ли из людей, в наибольшей степени связанных с Западом, полу-

чивших образование в Оксфорде, Сорбонне или Сандхерсте, и ус-

Глава VIII. Цивилизационная модель культуры 133

воивших западные ценности и стиль жизни. Население же этих

стран, как правило, сохраняло неразрывную связь со своей искон-

ной культурой. Но сейчас все переменилось. Во многих незапад-

ных странах идет интенсивный процесс возврата злит к собствен-

ным культурным корням. И одновременно с этим западные, глав-

ным образом американские, обычаи, стиль жизни и культура

приобретают популярность среди широких слоев населения.

В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены

изменениям, чем экономические и политические, и вследствие

этого их сложнее разрешить, либо свести к компромиссу. Таким

образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уров-

нях. На микроуровне группы, обитающие вдоль границ разлома •

между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную,

за земли и власть друг над другом. На микроуровне страны, отно-

сящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния

в военной и экономической сферах, борются за контроль над меж-

дународными организациями и третьими странами, стремясь ут-

вердить собственные политические и религиозные ценности.

С. Хантингтон считает, что если в годы войны основные очаги кри-

зисов и кровопролития сосредоточивались вдоль политических

и идеологических границ, то теперь они перемещаются на ли-

нию разлома между цивилизациями. Американский культуро-

лог, конечно, не утверждает, что цивилизационная идентич-

ность заменит все другие формы идентичности, что нации-госу-

дарства исчезнут, каждая цивилизация станет политически

единой и целостной, а конфликты и борьба между различными

группами внутри цивилизаций прекратятся, но слагаемые его

гипотезы таковы: 1) противоречия между цивилизациями важ-

ны и реальны; 2) цивилизационное самосознание возрастает;

3) конфликт между цивилизациями придет на смену идеологи-

ческим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей

формы глобального конфликта; 4) международные отношения,

исторически являющиеся игрой в рамках западной цивилиза-

ции, будут все больше отходить от западной модели и превра-

щаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не

как пассивные объекты, а как активные действующие лица.

Своей концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтон

бросил вызоз многим устоявшимся представлениям о характе-

ре происходящих и потенциальных глобальных и региональ-

ных противостояний. Он также предложил новую парадигму

для теоретического исследования и прогнозирования миропо-

134 Глава VIII. Цивилизациомная модель культуры

рядка на рубеже XX и XXI веков. Это едва ли не самая крупная

из представленных за последние десятилетия культурологи-

ческая концепция, в которой дана общая картина мира.

Однако отдельные аспекты концепции Хантингтона вызывают же-

лание поспорить. Цивилизации существуют испокон века. Поче-

му же только сейчас они бросают вызов мировому порядку? Хотя

их роль и влияние действительно меняются, но оценка этих изме-

нений зависит от позиции исследователя. Поэтому цель цивили-

зационной модели — прежде всего привлечь внимание западной

общественности к тому, как все это воспринимается в мире.

Методика Хантингтона не нова. Еще в 40-х годах ее использовал

А. Тойнби. На взгляд Хантингтона, нереальной является па-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: