Понятие аксиологии

Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — слово, поня-

тие) — учение о ценностях, теория общезначимых принципов,

определяющих направленность человеческой деятельности, мо-

тивацию поступков. Возникновение понятия ценности в кон-

це XVIII в. было связано с пересмотром традиционного обос-

нования этики, характерного для античности и средних веков

и предполагавшего тождество бытия и блага. Понятие ценно-

сти впервые появляется у Канта, который противопоставил

сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходи-

мости) (Гайденко П.П. Аксиология// Философский словарь. М„

2001, с. 16).

Каждую культуру можно представить как набор конкретных,

разделяемых большинством ее представителей ценностей, на-

ходящихся в определенной иерархии. Говоря о какой-либо

культурной эпохе, мы можем сказать, что люди, жившие в ту

пору, имели определенные святыни. Изменились эти духов-

ные абсолюты, и наступила другая эпоха.

Возьмем круг ровесников. Они, возможно, читают одни и те же

книги, смотрят одни и те же фильмы, обсуждают одни и те же

вопросы. Можно подумать, что люди одного возраста — еди-

номышленники. В известной мере это так. Но есть нечто, ре-

irчтельно разделяющее их, и это «нечто» составляют прежде

всего их жизненные установки, представления о том, что серд-

цу дорого. Один, скажем, полагает, что надо быть добрым, от-

зывчивым. Другой усмехнется: такому добренькому и в авто-

бус не войти... Для одних нравственные заповеди очень зна-

чимы, другие, напротив, относятся к ним равнодушно...

Человек сам определяет, что для него свято. Однако многие ду-

ховные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том,

что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизнен-

ГлаваЖ. Аксиологическая основа культуры 137

ные установки, знали давно, но общепринятого слова, которое

отражало и закрепляло бы их, не было. Незыблемую, сокро-

венную жизненную ориентацию культурологи назвали «цен-

ностью». Это и есть то, без чего человек не мыслит полноцен-

ной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то,

что свято для конкретного человека, для группы людей и для

всего человечества.

Сами ценности родились в истории человеческого рода как не-

кие духовные опоры, помогавшие человеку устоять перед ли-

цом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядо-

чивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные

моменты, придают смысл человеческой жизни.

В двух разных культурах мы можем обнаружить одни и те же цен-

ности. Однако они выстраиваются в определенную иерархию,

т.е. то, что в одной культуре занимает высокое положение,

в другой — оказывается на ином месте. Поэтому культура —

это выстроенность ценностей, их своеобразное соподчинение.

Бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых

ценностных ориентации усиливают меру человеческой ответ-

ственности за свои поступки. «Три фактора характеризуют че-

ловеческое существование как таковое: духовность человека,

его ответственность, его свобода» (Франкл В. Основы логотера-

пии. Психотерапия и религия. Санкт-Петербург, 2000, с. 19).

Поляризация ценностей ставит человека перед выбором жиз-

ненных установок. Один говорит: «Для меня важно получить

знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, сведущим

специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь...» Дру-

гой возражает: «Пойду работать в зарубежную фирму. Никакие

специальные знания мне не нужны. За выполнение секретар-

ских обязанностей мне будут платить столько, сколько не полу-

чает сегодня учитель... А может быть, даже и профессор. Для

меня звание — это не главное...»

Мы живем в эпоху коренной ломки вековых ценностных

ориентации. Раннебуржуазная этика рассматривала труд как

потребность человека и призвание жизни. Люди той эпохи

считали, что человек, который не трудится, достоин презре-

ния. Однако сегодня во многих цивилизованных странах гово-

рят о крушении «этики труда». В раннебуржуазных странах

люди работали в полную силу, оставляя лишь несколько часов

на отдых. Но постепенно в общественном сознании укрепля-

лось другое представление: труд — не самое насущное для че-

138 Глява JX. Аксиологическая основа культуры

ловека. Нужны деньги, чтобы развлекаться, наслаждаться ра-

достями жизни. А деньги можно получить, и не трудясь в «по-

те лица своего», а просто если улыбнется удача. Не исключе-

но, скажем, использовать свой шанс в лотерее или принять

участие в телевизионной викторине. Да мало ли как богатеют

люди, не приложившие особого труда для своего благоденст-

вия. Теперь во всем мире сетуют на отсутствие трудолюбия,

размышляют над тем, как вернуть труду статус сверхзначимой

жизненной ориентации.

Процесс смены ценностей, как правило, длителен. Но порою он

принимает форму неожиданной перестройки всей системы

представлений. К тому же ценностные ориентации одной,

ушедшей эпохи могут возрождаться, обретать неожиданное

звучание в другую эпоху. С этой точки зрения можно сказать:

культура обладает некой сокровищницей, набором ценност-

ных ориентации, которые группируются в зависимости от

преобладающей тенденции в обществе. Эту мысль М.М. Бах-

тин выразил следующим образом: «Человек однажды действи-

тельно утвердил все культурные ценности и теперь является

связанным ими. Культурные ценности — это самоценности.

Живому сознанию надлежит приспособиться к ним, утвердить

их для себя...»

Люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее значи-

мости, к труду, к преобразованию бытия, к земным радостям,

к нравственным нормам вообще. Иногда возникает иллюзия,

будто все ценности имеют вечный, непреходящий, общеисто-

рический характер. Однако это не так. В каждой культуре рож-

даются, расцветают и умирают свои идеалы.

Но это вовсе не означает, будто вместе с культурой гибнут и ее

ценности. Они могут возродиться в другой культуре. Наконец,

культуры как бы аукаются, перекликаются между собой; суще-

ствуют межкультуркые ценности, которые не отменяют спе-

цифических ценностей каждой культуры.

Ценности связаны с нравами эпохи. И это нередко выглядит

впечатляюще, когда мы смотрим на прошлое. «Рабовладелец

или феодал, перенесенные из древнего в современный мир, —

пишет 3. Тоффлер, — с трудом смогли бы поверить и очень изу-

мились, узнав, что мы меньше бьем рабочих, а производитель-

ность труда их — выше. Капитан корабля был бы поражен тем,

что к матросам не применяются методы физического наказа-

ния, их не увозят в плавание насильно, предварительно опоив.

Глава IX. Аксиологическая основа культуры 139

Даже квалифицированный плотник или дубильщик из XVIII в.

был бы поставлен в тупик тем, что он не может запросто дать

в зубы своему ученику. Посмотрите — этот пример иллюстри-

рует вышесказанное — на цветную гравюру В. Хоггарта «Ин-

дустрия и лень», напечатанную в Англии в 1796 г. На ней мы

видим двух «подмастерий» — один с удовольствием трудится

за ткацким станком, другой — дремлет. Справа, размахивая

тростью, подходит разъяренный босс колотить бездельника»

(Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001, с. 65).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: