ды и неодушевленными предметами). Тотем обычно вос-
принимается как общий предок рода, дает название тотемной
группе. Тотемизм связан с системой табу — запретом убивать
и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ри-
туальном убийстве.
Под тотемом подразумевалось растение или животное, принимае-
мое за фактического предка, от которого магическим образом
зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого чело-
века в отдельности. Вместилищем духов тотемных предков были
чуринги, хранившиеся в святых местах. Тотемизм включал в се-
бя комплекс верований в возможность постоянного «непороч-
ного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных чле-
нах рода, т.е. в своих живых потомках. Тотемы могут быть покро-
вителями людей, обеспечивая их пищей. Уничтожение тотема
грозило гибелью двойника. Тотемизм изучен у племен Австра-
лии, Северной и Южной Америки, Меланезии, Полинезии, Афри-
ки. Его компоненты обнаруживаются во всех религиях мира,
включая индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам.
|
|
236 Глава XV. Религия как феномен культуры
Идея Бога
Бог (слав. — наделяющий богатством; древнеиран. Ъада —
господин, участь; древнеинд. bhaga — удача, счастье, дару-
ющий; греч. theos; лат. deus; инд. deva — светить, сиять) —
основное религиозно-богословское понятие, которое озна-
чает некую сверхъестественную сущность, своеобразный
объект поклонения. Бог — высшая ценность религиозной
веры, всегда так или иначе рассматриваемая как лич-
ность. Признается в качестве сущности, наделенной нео-
быкновенными, «сверхъестественными» свойствами и сила-
ми. В самом широком смысле Бог есть сущность совершен-
ная. В понятие совершенства верят и преклоняются перед
ним как сущим.
В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Вос-
тока описывается сонм богов, один из которых всегда наиболее
могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме
такая иерархия отсутствует. Наряду с «великими богами» здесь
нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотли-
чимые от местных духов, гениев, демонов.
Особенно хорошо развитие представления о Боге можно про-
следить в индийской мифологии: сначала индийские боги
были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими
и изобретательными людьми, которые знали и могли намно-
го больше, чем все другие. Поэтому они приносили людям
нужные им блага, о которых их просили. Позднее их возве-
ли в ранг богов, и боги стали «могущественными», «всезнаю-
щими», «добрыми»,<«жертвователями всех благ». Они оказа-
лись «творцами (изобретателями), техниками древности, ге-
|
|
роями и «королями», родоначальниками и вождями племен.
У первобытных народов бога часто называли «праоотцем»,
«предком».
В представлениях о Боге с самого начала фигурировали такие
могущественные природные силы и вещи, как ясное дневное
небо, солнце, луна, гром, ветер, море и т.д. Перед ними пре-
клонялись еще наивно, как перед явлением невидимых, непо-
нятных сил, стоящих за явлениями или действующих в самых
естественных феноменах и управляющих ими, как перед ду-
ховными сущностями. Вот почему эти сущности стали одно-
временно идеальными и желаемыми. Они есть то, чем (и ка-
ким) человек не является, но хотел бы быть.
Глава XV. Религия как феномен культуры 237
Именно эти сущности вносят ясность и устойчивость в запутан-
ное и неустойчивое человеческое существование. Кто пови-
нуется им, кто следует их заповедям, ублажает их жертвопри-
ношениями, к тому же они милостивы и одаряют сначала ма-
териальными, а затем и духовными благами, дают долю своей
проницательности, своего могущества, наконец, своего бес-
смертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни выс-
ший смысл и являются представителями всеобщего принципа,
позволяющего понять мир со всем его злом и страданиями,
благодаря которым он находит объяснение и загадки собст-
венной души.
Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных мо-
мента совершенства:
1. Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, тво-
рец всего сущего;
2. Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается
атрибут всеведения, всемудрости;
3. Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник
милости и справедливости.
Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной, ис-
точнике нравственного закона наиболее определенно обнару-
живается в Библии.