Вотным и растительным миром (реже явлениями приро-

ды и неодушевленными предметами). Тотем обычно вос-

принимается как общий предок рода, дает название тотемной

группе. Тотемизм связан с системой табу — запретом убивать

и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ри-

туальном убийстве.

Под тотемом подразумевалось растение или животное, принимае-

мое за фактического предка, от которого магическим образом

зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого чело-

века в отдельности. Вместилищем духов тотемных предков были

чуринги, хранившиеся в святых местах. Тотемизм включал в се-

бя комплекс верований в возможность постоянного «непороч-

ного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных чле-

нах рода, т.е. в своих живых потомках. Тотемы могут быть покро-

вителями людей, обеспечивая их пищей. Уничтожение тотема

грозило гибелью двойника. Тотемизм изучен у племен Австра-

лии, Северной и Южной Америки, Меланезии, Полинезии, Афри-

ки. Его компоненты обнаруживаются во всех религиях мира,

включая индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам.

236 Глава XV. Религия как феномен культуры

Идея Бога

Бог (слав. — наделяющий богатством; древнеиран. Ъада —

господин, участь; древнеинд. bhaga — удача, счастье, дару-

ющий; греч. theos; лат. deus; инд. deva — светить, сиять) —

основное религиозно-богословское понятие, которое озна-

чает некую сверхъестественную сущность, своеобразный

объект поклонения. Богвысшая ценность религиозной

веры, всегда так или иначе рассматриваемая как лич-

ность. Признается в качестве сущности, наделенной нео-

быкновенными, «сверхъестественными» свойствами и сила-

ми. В самом широком смысле Бог есть сущность совершен-

ная. В понятие совершенства верят и преклоняются перед

ним как сущим.

В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Вос-

тока описывается сонм богов, один из которых всегда наиболее

могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме

такая иерархия отсутствует. Наряду с «великими богами» здесь

нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотли-

чимые от местных духов, гениев, демонов.

Особенно хорошо развитие представления о Боге можно про-

следить в индийской мифологии: сначала индийские боги

были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими

и изобретательными людьми, которые знали и могли намно-

го больше, чем все другие. Поэтому они приносили людям

нужные им блага, о которых их просили. Позднее их возве-

ли в ранг богов, и боги стали «могущественными», «всезнаю-

щими», «добрыми»,<«жертвователями всех благ». Они оказа-

лись «творцами (изобретателями), техниками древности, ге-

роями и «королями», родоначальниками и вождями племен.

У первобытных народов бога часто называли «праоотцем»,

«предком».

В представлениях о Боге с самого начала фигурировали такие

могущественные природные силы и вещи, как ясное дневное

небо, солнце, луна, гром, ветер, море и т.д. Перед ними пре-

клонялись еще наивно, как перед явлением невидимых, непо-

нятных сил, стоящих за явлениями или действующих в самых

естественных феноменах и управляющих ими, как перед ду-

ховными сущностями. Вот почему эти сущности стали одно-

временно идеальными и желаемыми. Они есть то, чем (и ка-

ким) человек не является, но хотел бы быть.

Глава XV. Религия как феномен культуры 237

Именно эти сущности вносят ясность и устойчивость в запутан-

ное и неустойчивое человеческое существование. Кто пови-

нуется им, кто следует их заповедям, ублажает их жертвопри-

ношениями, к тому же они милостивы и одаряют сначала ма-

териальными, а затем и духовными благами, дают долю своей

проницательности, своего могущества, наконец, своего бес-

смертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни выс-

ший смысл и являются представителями всеобщего принципа,

позволяющего понять мир со всем его злом и страданиями,

благодаря которым он находит объяснение и загадки собст-

венной души.

Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных мо-

мента совершенства:

1. Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, тво-

рец всего сущего;

2. Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается

атрибут всеведения, всемудрости;

3. Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник

милости и справедливости.

Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной, ис-

точнике нравственного закона наиболее определенно обнару-

живается в Библии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: