Миров, тесно прилегающих друг к другу, которые перекре-
щиваются, но сохраняют автономию. Это физический мир,
в котором мы живем, и духовный мир, населенный силами, ко-
торые направляют и контролируют физический мир. Как оби-
татели «меньшего» мира мы существуем в нем в некотором
смысле по милости мира духовного. Его вторжение в наш мир
может принести исцеление или болезнь, удачу или невезение.
Духовный мир параллелен всей нашей жизни на физическом
уровне — так, каждое дерево, животное или камень обладает
собственным духом. Причинить им вред или обидеть — значит
накликать беду. Таким образом, наше взаимодействие с духов-
ным миром приобретает огромное значение. Именно здесь ре-
шающую роль играет шаман. Он способен войти в мир духов
и установить контакт с силами духовного мира. Это достигается
через состояние транса или через роль медиума (посредника)
(Уолш Роджер. Дух шаманизма. М., 1966).
Такие люди обладают значительной силой и авторитетом. В ша-
манских культурах ни одно важное решение не принимается
|
|
без предварительного обращения с шаману. Когда приходит
болезнь или лишения, шаман входит в духовный мир, чтобы
найти причину бедствия, а затем сообщает сообществу, каким
нарушением или проступком это действие вызвано.
Шаманы были первыми профессионалами в работе с людьми. Во
многих смыслах они оказывались первыми психотерапевтами.
Им же принадлежала пальма первенства в помощи людям. По
сути, сила шамана лежит в овладении экстатическими
Техниками с использованием сновидений и трансовых со-
Стоянии. Экстаз в своем первоначальном смысле означал