Альтернативное состояние сознания при осознании един-

ственной мысли — восторга. Шаман также в совершенстве

владел традиционной мифологией, системой верований и тай-

ным языком племени, целительскими методами.

234 Глава XV. Религия как феномен культуры

Сипа и интенция шаманской культуры к воспроизводству иде-

альной реальности была предельно героической. Обряды по-

священия, характерные для сибирского и центрально-азиат-

ского шаманизма, включают в себя ритуальную последова-

тельность. Сибирские шаманы утверждают, что во время этого

ритуала они «умирают» и лежат бездыханными в течение трех

или семи дней в чуме или другом изолированном месте. При

этом возникают истые галлюцинации того, как тело разрыва-

ют на части демоны или духи предков, оголяются кости, очи-

щаясь от плоти, уходят воды, глаза выходят из глазниц.

Эти примеры показывают, что духовное открытие обычно вызы-

вает мощное необычное состояние сознания. Антропологиче-

ские, исторические и археологические исследования показа-

ли, что основные черты шаманизма и его технологий сакраль-

ного остались неизменными на протяжении десятков тысяч

лет. Они пережили миграцию через половину земного шара,

хотя многие аспекты культур претерпели драматические из-

менения. Этот факт позволяет предполагать, что шама-

Низм связан с теми уровнями человеческой психики, ко-

Торые являются изначальными, временными и универ-

Сальными.

Магия

В чем сущность магии? Является ли она «пережитком», «суевери-

ем» (Э. Тэйлор), «ошибкой мышления и образом неадекватного

каузального (причинного) объяснения» (Дж. Фрэзер), обнаруже-

нием невроза (3. Фрейд)? А может быть, это фундаментальный

элемент культуры. Несмотря на солидную исследовательскую

традицию, которая существует в изучении магии, отечествен-

ный специалист С.А. Токарев пишет: «Проблема магии до сих

пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории

религии» (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1999, с. 407).

По мнению Д.И. Чернякова, до сих пор исследователи обращали

внимание либо на сакрально-культовый характер магии, оста-

навливаясь лишь на субъективно-психологической стороне

магических актов и недооценивая роль социокультурных фак-

торов, — либо на ее практический характер, видя в ней лишь

средство для достижения целей, напротив, недооценивая роль

идеальных факторов. При анализе феномена магии важно учи-

тывать не только ее социокультурные аспекты, но и соответству-

ГлаваXV. Религия как феномен культуры 235

ющмй ей тип менттальности (образа мышления). Итак, магмя

является не только культовой практикой, но и эффективной

преобразовательной силой общества, представляет собой не

только религиозно-мистический,, но и социокультурный

феномен. Магия — разновидность мистики, ее оперативная

• форма, практический оккультизм (общее название учений, при-

знающих существование в мире тайных сверхъестественных сил

и разрабатывающих способы взаимодействия с этими силами).

Магия — это применение практических знаний на практи-

ке. Характерно, что, определяя магию как «оперативную


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: