Постмодернизм

Постмодернизмом обозначаются новые тенденции, которые на-

метились в культурном самосознании развитых стран Запада.

Общая направленность новых настроений — борьба против

канонов и классических приемов. «Некоторые из свиде-

тельств нонклассики в постмодернистской теории и художест-

венной практике — придание ряду понятий обыденного со-

знания (тоска, тошнота, тревога и т.д.) статуса философско-эс-

тетических категорий; тенденции к эстетизации философии;

диссонанс, дисгармония в музыке; нефигуративность, ассиме-

трия в живописи; абсурд, безобразное в литературе, театре,

кинематографе. И в то же время очевидно, что высокий модер-

низм — классика XX века» (Манъковская Н.Б. Эстетика мо-

дернизма. М., 2000, с. 8).

Главная тенденция постмодернистской установки — принципи-

альная несистематичность, умышленный эклектизм. Ее канон

— отсутствие канона... Постмодернистское умонастроение, по

словам Н.Б. Маньковской, несет на себе печать разочарования

в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой

в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих

ГлаваXIX. Искусство как форма культуры

возможностей. Новизна постмодернистской установки состо-

ит в том, что ее сторонники пытаются включить в свою уста-

новку весь опыт мировой художественной культуры, но вовсе

не для целей просвещения. Главный умысел — подвергнуть

иронии этот опыт.

Постмодернизм обязан во многом своим существованием разви-

тию новейших средств массовой коммуникации. Он возник

сначала как культура визуальная, постмодернизм в архитекту-

ре, живописи, кинематографе, рекламе, затем обратился не

к отражению реальности, а к конструированию искусственно-

го мира. «Эти принципы работы со «второй действительнос-

тью», теми знаками культуры, которые покрыли мир панцирем

слов, постепенно просочились и в другие сферы, захватив

в свою орбиту литературу, музыку, балет» (Манъковская Н.Б.

там же, с. 11-12).

Воспользуемся некоторыми оценками, данными автором данно-

му явлению. Постмодернистскую культуру нередко сравнива-

ют с культурой поздней античности. Настроения «конца исто-

рии», когда все уже высказано до конца, исчезла почва для но-

вых, оригинальных идей, кристаллизовались в эстетической

сфере. Однако некоторые философы и культурологи, напри-

мер, Д. Барт, приписывают постмодернизму не столько исто-

щение, сколько новое художественное наполнение. Вместе с

тем можно отметить некоторые черты постмодернизма, имею-

щие отношение к теме. Во-первых, пристальный интерес к бе-

зобразному выливается в его постепенное приручение по-

средством эстетизации. Возвышенное замещается удивитель-

ным, трагическое — парадоксальным. Центральное место

занимает комическое в своей ипостаси: иронизм становится

смыслообразующим принципом мозаичного постмодернист-

ского искусства.

Постмодернистские эксперименты вызвали к жизни стирание

граней между традиционными видами и жанрами искусства.

Еще одна особенность постмодернизма — эстетизация исто-

рии и науки. Постмодернисты отказываются от европоцент-

ризма и проявляют повышенный интерес к эстетике стран

Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской

Америки. Вместо эстетики рождается множество эстетик, ко-

торые дополняют друг друга.

312 Глава XIX. Искусство как форма культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: