Постмодернизмом обозначаются новые тенденции, которые на-
метились в культурном самосознании развитых стран Запада.
Общая направленность новых настроений — борьба против
канонов и классических приемов. «Некоторые из свиде-
тельств нонклассики в постмодернистской теории и художест-
венной практике — придание ряду понятий обыденного со-
знания (тоска, тошнота, тревога и т.д.) статуса философско-эс-
тетических категорий; тенденции к эстетизации философии;
диссонанс, дисгармония в музыке; нефигуративность, ассиме-
трия в живописи; абсурд, безобразное в литературе, театре,
кинематографе. И в то же время очевидно, что высокий модер-
низм — классика XX века» (Манъковская Н.Б. Эстетика мо-
дернизма. М., 2000, с. 8).
Главная тенденция постмодернистской установки — принципи-
альная несистематичность, умышленный эклектизм. Ее канон
— отсутствие канона... Постмодернистское умонастроение, по
словам Н.Б. Маньковской, несет на себе печать разочарования
в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой
|
|
в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих
ГлаваXIX. Искусство как форма культуры
возможностей. Новизна постмодернистской установки состо-
ит в том, что ее сторонники пытаются включить в свою уста-
новку весь опыт мировой художественной культуры, но вовсе
не для целей просвещения. Главный умысел — подвергнуть
иронии этот опыт.
Постмодернизм обязан во многом своим существованием разви-
тию новейших средств массовой коммуникации. Он возник
сначала как культура визуальная, постмодернизм в архитекту-
ре, живописи, кинематографе, рекламе, затем обратился не
к отражению реальности, а к конструированию искусственно-
го мира. «Эти принципы работы со «второй действительнос-
тью», теми знаками культуры, которые покрыли мир панцирем
слов, постепенно просочились и в другие сферы, захватив
в свою орбиту литературу, музыку, балет» (Манъковская Н.Б.
там же, с. 11-12).
Воспользуемся некоторыми оценками, данными автором данно-
му явлению. Постмодернистскую культуру нередко сравнива-
ют с культурой поздней античности. Настроения «конца исто-
рии», когда все уже высказано до конца, исчезла почва для но-
вых, оригинальных идей, кристаллизовались в эстетической
сфере. Однако некоторые философы и культурологи, напри-
мер, Д. Барт, приписывают постмодернизму не столько исто-
щение, сколько новое художественное наполнение. Вместе с
тем можно отметить некоторые черты постмодернизма, имею-
щие отношение к теме. Во-первых, пристальный интерес к бе-
зобразному выливается в его постепенное приручение по-
|
|
средством эстетизации. Возвышенное замещается удивитель-
ным, трагическое — парадоксальным. Центральное место
занимает комическое в своей ипостаси: иронизм становится
смыслообразующим принципом мозаичного постмодернист-
ского искусства.
Постмодернистские эксперименты вызвали к жизни стирание
граней между традиционными видами и жанрами искусства.
Еще одна особенность постмодернизма — эстетизация исто-
рии и науки. Постмодернисты отказываются от европоцент-
ризма и проявляют повышенный интерес к эстетике стран
Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской
Америки. Вместо эстетики рождается множество эстетик, ко-
торые дополняют друг друга.
312 Глава XIX. Искусство как форма культуры