шая в 20-х годах прошлого столетия. Существует во множест-
- ве самостоятельных художественных направлений (экспрессио-
низм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреа-
лизм, абстракционизм, поп-арт). Модернизм был вызван к жизни
отвержением канонизированных форм и стилей, представлен-
ных предшествующей реалистической и романтической тради-
циями. Он противостоит также натурализму. Принципиальный
антитрадиционализм, отказ от правдоподобных, реалистических
тенденций в искусстве, поиск индивидуализированных стиле-
вых решений — вот основные признаки модернизма. В сфере
философии модернизм вырос и соотносился с идеями А. Шопен-
гауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля. 3. Фрейда, К.Г. Юнга,
М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю.
В художественных произведениях модернизма реальность ока-
зывается жестокой и абсурдной, человек в этом мире — одино-
ким и заброшенным, а обстоятельства, в которых развертыва-
ется его существование, — мрачными и фатальными. В рамках
|
|
модернизма были открыты и разработаны новые художествен-
ные методы и средства: поток сознания, коллаж, ассоциатив-
ный монтаж. Эти стилевые приемы оказали огромное воздейст-
вие на развитие искусства прошлого века.
Модернизмом в западной культурологии называется современ-
ный этап развития культуры, противопоставленный раннебур-
жуазному, протестантскому. Термин в этом значении употреб-
лен американским социологом Д. Беллом в работе «Культур-
ные противоречия капитализма». В культуре, по мнению Белла,
произошло движение от протестантизма, толкуемого фунда-
менталистски, к модернизму. Старые духовные опоры общества
уже не существуют, а новые, основанные на вере в историчес-
кий прогресс, утратили свою утопичность. Духовный кризис
усиливает тенденцию к нигилизму, но в отличие от прогрессив-
ного нигилизма «базаровского» (имеется в виду герой И. Турге-
нева Базаров) типа он бесперспективен, ибо в современных ус-
ловиях нет ни прошлого, подлежащего разрушению, ни надеж-
ды на будущее.
310 Глаеа XIX. Искусство как форма культуры
Столь же бесперспективна и присущая модернизму попытка
найти утерянный смысл существования в литературе и ис-
кусстве, заменить ими религию. Высшей ценностью в мо-
дернизме провозглашается эстетический эксперимент, ничем
не ограниченный поиск самовыражения и чувственного
восприятия, воля и необузданность желания, торжествую-,
щая над разумом и моралью. Прослеживая историческую
эволюцию модернизма, Д. Белл отмечал, что в своих «клас-
сических», традиционных формах он настаивал на замене
религии и морали эстетическим восприятием жизни, рас-
|
|
сматривал художественное творчество как единственно
возможный способ самовосприятия и самопознания. Пафос
современного модернизма, по Беллу, направлен против
ценностей и мотивации «обычного поведения» во имя эро-
тизма, свободы импульсов и т.п. Значение модернистской
доктрины в современной общественной жизни определяет-
ся прежде всего именно этим поворотом от элитарно-эсте-
тических к более массовым формам человеческой жизнеде-
ятельности.