Модернизм — художественная эстетическая система, возник-

шая в 20-х годах прошлого столетия. Существует во множест-

- ве самостоятельных художественных направлений (экспрессио-

низм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреа-

лизм, абстракционизм, поп-арт). Модернизм был вызван к жизни

отвержением канонизированных форм и стилей, представлен-

ных предшествующей реалистической и романтической тради-

циями. Он противостоит также натурализму. Принципиальный

антитрадиционализм, отказ от правдоподобных, реалистических

тенденций в искусстве, поиск индивидуализированных стиле-

вых решений — вот основные признаки модернизма. В сфере

философии модернизм вырос и соотносился с идеями А. Шопен-

гауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля. 3. Фрейда, К.Г. Юнга,

М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю.

В художественных произведениях модернизма реальность ока-

зывается жестокой и абсурдной, человек в этом мире — одино-

ким и заброшенным, а обстоятельства, в которых развертыва-

ется его существование, — мрачными и фатальными. В рамках

модернизма были открыты и разработаны новые художествен-

ные методы и средства: поток сознания, коллаж, ассоциатив-

ный монтаж. Эти стилевые приемы оказали огромное воздейст-

вие на развитие искусства прошлого века.

Модернизмом в западной культурологии называется современ-

ный этап развития культуры, противопоставленный раннебур-

жуазному, протестантскому. Термин в этом значении употреб-

лен американским социологом Д. Беллом в работе «Культур-

ные противоречия капитализма». В культуре, по мнению Белла,

произошло движение от протестантизма, толкуемого фунда-

менталистски, к модернизму. Старые духовные опоры общества

уже не существуют, а новые, основанные на вере в историчес-

кий прогресс, утратили свою утопичность. Духовный кризис

усиливает тенденцию к нигилизму, но в отличие от прогрессив-

ного нигилизма «базаровского» (имеется в виду герой И. Турге-

нева Базаров) типа он бесперспективен, ибо в современных ус-

ловиях нет ни прошлого, подлежащего разрушению, ни надеж-

ды на будущее.

310 Глаеа XIX. Искусство как форма культуры

Столь же бесперспективна и присущая модернизму попытка

найти утерянный смысл существования в литературе и ис-

кусстве, заменить ими религию. Высшей ценностью в мо-

дернизме провозглашается эстетический эксперимент, ничем

не ограниченный поиск самовыражения и чувственного

восприятия, воля и необузданность желания, торжествую-,

щая над разумом и моралью. Прослеживая историческую

эволюцию модернизма, Д. Белл отмечал, что в своих «клас-

сических», традиционных формах он настаивал на замене

религии и морали эстетическим восприятием жизни, рас-

сматривал художественное творчество как единственно

возможный способ самовосприятия и самопознания. Пафос

современного модернизма, по Беллу, направлен против

ценностей и мотивации «обычного поведения» во имя эро-

тизма, свободы импульсов и т.п. Значение модернистской

доктрины в современной общественной жизни определяет-

ся прежде всего именно этим поворотом от элитарно-эсте-

тических к более массовым формам человеческой жизнеде-

ятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: