Судебная власть в РФ осуществляется исключительно Судами

Суд – особый гос.орган. который специфическими (юр.) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства.

Судопроизводство – рассмотрение в соответствии с процессуальным порядком дел и принятие решений по их существу.

Судьи составляют судебную систему, которая строится на основе:

1. Единства. Единство судебной системы устанавливается в масштабе всей страны на основе Конституции, ФКЗ «О судебной системе», иных ФЗ; правила судопроизводства едины; право применяется единообразно; судьи имеют единый статус.

2. Иерархичность означает наличие в РФ нескольких уровней судов определённого вида: федеральные; субъектов РФ; городские, межмуниципальные; районные и мировые судьи. Под уровнем подразумевается территориальная граница, в пределах которой распространяется юрисдикция данного суда (н-мер, район-для Районного Суда, федерация-для Верховного Суда).

Все суды РФ относятся к федеральным органам гос.власти. Верховный Суд, суды субъектов, районные суды выражают гос.волю России в целом и осуществляют правосудие именем РФ. Россия предпочла создание единой фед.судебной системы.

Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет возможность введения в России института мировых судей. Мировые судьи – это органы судебной власти субъектов РФ.

Субъекты сами определяют порядок деятельности Мировых судей и иные, связанные с этим судебным институтом вопросы.

Цель введения мировых судей (XIX в.; начало 90-х г.):

- разгрузить суды общей юрисдикции;

- приблизить судебную систему к народу;

- передать на рассмотрение мировым судьям «мелкие дела» негосударственной важности.

3. Соподчинённость звеньев судебной системы означает, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими; их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

В зависимости от специфики дел (гражд., уголовн., хоз-ые, конст-прав, админ. и др.) судопроизводство в РФ подразделяется на конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство. Особый вид – это арбитражное судопроизводство (экономическое).

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение, которое выполняет ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения).

Суд I инстанции – это суд по принятию решений по существу дела – суды основного звена (районные суды, арбитражные суды субъектов). При рассмотрении отдельных категорий дел особой общественной опасности в качестве суда I инстанции могут выступать вышестоящие суды.

Суд II (кассационный) инстанции проверяет законность и обоснованность приговора и др. судебных решений не вступивших в силу. В апелляционном порядке проверяется законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи.

В надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность приговора и иных решений, вступивших в законную силу, пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей. Полномочия Суда не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 ФКЗ, также без проведения слушаний.

КС решает дела о соответствии Конституции РФ:

- ФЗ, нормативных актов Президента, СФ, ГД, Правительства;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных норм-прав актов субъектов РФ;

- договоров между органами гос.власти РФ и её субъектов, между субъектами;

- не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции между фед.органами гос.власти, РФ и её субъектов, высшими гос.органами субъектов.

Проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего к применеию в конкретном деле.

Даёт толкование Конституции РФ.

Даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления. (ст.125К)

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (ст.126К)

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ РФ имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов РФ, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда РФ.

2. гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей;

Об исполнении работником государственных обязанностей идет речь, когда он:

· исполняет воинскую обязанность;

· участвует в мероприятиях по осуществлению правосудия либо привлекается к участию в деятельности правоохранительных органов;

· реализует свое право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Работодатели обязаны освобождать работников от работы для выполнения ими государственных или общественных обязанностей с сохранением за ними места работы (должности).

Никакие причины производственного характера не являются препятствием для этого.

Ранее действовавшее законодательство обязывало работодателя на время выполнения таких обязанностей сохранять не только место работы, но и среднюю заработную плату. В настоящее время средний заработок работнику сохраняется:

♦ в случаях участия в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения. При этом средняя заработная плата сохраняется на срок, не превышающий три месяца (ст. 39 ТК РФ).

♦ на время участия работника в комиссии по трудовым спорам (ст. 171ТКРФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном решением соответствующего общественного объединения. Например, согласно ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере V2 должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: