а) континуум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта;
б) ситуационная модель Фидлера;
в) модель зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда;
г) модель «путь-цель» Торенса, Митчелла и Хауса;
д) ситуационная модель Стинсона—Джонсона;
е) модель принятия решений Врума—Йеттона—Яго.
Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта состоит в том, что руководитель принимает для себя тот стиль поведения, который адекватен его взглядам на свою роль в процессе и на возникающую ситуацию (табл. 20.1).
Таблица 20.1. Модель Танненбаума-Шмидта
Характеристика выделенных семи стилей поведения руководителя (лидера):
1 - лидер дает свободу коллективу принимать решения, а сам только утверждает их;
2 - лидер делегирует группам право принимать решения по определенным вопросам;
3 - лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам принимает решение;
4 - лидер предлагает решения сам и считает возможным их изменение с учетом мнения и инициативы коллектива;
5 - лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимая решение сам;
|
|
6 - лидер принимает решение сам и убеждает последователей в правильности своих решений;
7 - лидер принимает решения сам и доводит их до подчиненных.
Ситуационная модель Фидлера
Ситуационная модель Фидлера предполагает, что лидерский стиль с течением времени остается относительно постоянным и почти не меняется во времени, отражая внутреннюю мотивацию отношений с людьми или внутреннюю мотивацию работы.
Фидлер предложил рассматривать взгляды руководителя с помощью специального показателя - наименее предпочитаемый работник (НПР). Поскольку у каждого руководителя существует свой уровень требований к работникам, а следовательно, и уровень НПР.
Измерение показателя НПР проводится по четырем параметрам, каждый из которых оценивался по восьмибалльной шкале:
o дружелюбие (недружественный (1 балл) - дружественный (8 баллов));
o приятность (неприятный (1 балл) - приятный (8 баллов));
o восприимчивость (все отвергающий (1 балл) - все принимающий (8 баллов));
o напряженность (напряженный (1 балл) - расслабленный (8 баллов)).
Филлер полагает, что руководитель, описавший своего работника наиболее высоким средним баллом (т.е. очень позитивно), ориентирован на отношения. Это руководитель с высоким НПР. Руководитель, описавший своего работника низким средним баллом, ориентирован на работу (руководитель с низким НПР) (табл. 20.2).
Таблица 20.2. Ситуационная модель Фидлера