Общественный товар (благо) – товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой; предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства; позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
Спрос – это одна из сторон рыночных взаимоотношений рыночных взаимоотношений между продавцами и покупателями. Общ. Блага, во всяком случае чистые, не становятся объектами обычной купли – продажи. Это. Однако, никоим образом не исключает того, что каждое из общ благ, производимое в определенном кол-ве, обладает полезностью (положительной или отрицательной) для каждого из индивидов. Предельная полезность общ. блага для индивида, выраженная в денежной форме, представляет собой предельную готовность платить за данное кол-во этого блага. Именно она подразумевается, когда речь идет о спросе.
Стимулирующий налог Э.Кларка и Т.Гроувса
Представим себе, что группе предстоит сделать выбор из двух альтернатив P и S/ это могут быть, например, разные кол-ва общ. блага, которые предполагается произвести, или альтернативные виды общ благ, намечаемые к производству. Пусть группа состоит из трёх индивидов: А, В и С (процедуру можно распространить на любое число участников). Допустим, что первый индивид является сторонником альтернативы Р и внутренне готов заплатить не более 300 денежных единиц за выбор именно этой альтернативы, Второй индивид предпочитает альтернативу S и готов заплатить в случае ее выбора не более 400 единиц. Третий индивид, подобно первому, выступает за вариант Р, но готов заплатить за его выбор не более 200 единиц. Выбор альтернативы производится на основе подсчета суммарных платежей, которые участники готовы внести за каждую из них. В рассматриваемом примере, если индивиды сообщат о своей истинной готовности платить, победит альтернатива Р. Но как стимулировать обнаружение истинных предпочтений, влекущее за собой соответствующие расходы?
Стимулирующую функцию выполняет спец. налог,который строится след образом. Его платят только те индивиды, чей голос можно рассматривать как решающий в выборе альтернативы. Например, если бы индивид А не участвовал в выборе, то победила бы не альтернатива Р, а альтернатива S. Значит, позиция А имела решающее значение. Размер стимулирующего налога определяется как величина, балансирующая тот перевес нежелательного для плательщика варианта,который возник бы при отсутствии данного плательшика среди участвовавших в принятии решения. В рассматриваемом примере, если бы индивид А отсутствовал, вариант S победил бы с перевесом в 200 денежных единиц. Именно эту сумму должен уплатить А в виде стимулирующего налога.






