формы государственных доходов и особенности налоговых систем;
Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством верхнего предела увеличения номинальной заработной платы. Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой. Конкретно формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы проявления этой политики определяются следующим:
- социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
|
|
- степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;
- традициями заключения коллективных договоров;
- степенью социальной напряженности в обществе.
Главным объектом всех видов политики доходов является трудовой доход в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. На практике политика доходов преимущественно воздействует на движение только заработной платы.
Налоговая система – это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве условий налогообложения. К таким условиям относятся: виды налогов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, принципы, формы, методы установления, изменения, отмены уплаты налогов, формы и методы налогового контроля, способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Существуют два вида налоговой системы:
1) Щедулярная налоговая система — весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части, или шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
2) Глобальная налоговая система — все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Эта система широко применяется в западных государствах.
|
|
Типы налоговых систем:
1) Англосаксонская (США, Австралия, Великобритания, Канада):
- преобладание прямых налогов;
- незначительная доля косвенных налогов;
- преобладание налогообложения физических лиц.
2) Евроконтинентальная (Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия):
- высокая доля отчислений на социальное страхование;
- преобладание косвенных налогов;
- незначительная доля прямых налогов (в несколько раз меньше, чем косвенных).
3) Латиноамериканская (Чили, Боливия, Перу):
- обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики;
- преобладание косвенного налогообложения (Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов, поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах);
- незначительный уровень прямых налогов.
4) Смешанная:
- сочетает черты разных модели;
- позволяет избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов;
- вводится для диверсификации структуры доходов.
Используется во многих странах, в том числе в России (Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов).
Государственные доходы – это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в собственность государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении задач и выполнения функций.
1) Гос. доходы подразделяются на:
- централизованные (доходы фед. бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства гос. внебюджетных фондов);
- децентрализованные (доходы юр. лиц, имущество которых находится в фед. собственности или собственности субъектов).
2) По соц-эк признаку выделяют: государственные, муниципальные, частные.
3) По территориальному признаку: федеральные, доходы субъектов, местные.
4) По методу мобилизации: обязательные, добровольные.
5) По форме поступления: налоги, неналоговые платежи.
Текущие доходы – запланированные (обязательные) доходы; обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые гос. органами с целью удовлетворения гос. потребностей.
К налоговым поступлениям также относятся доходы акцизного типа; прибыль переводимая фискальными, импортными монополиями; штрафы и пени за нарушение налогового законодательства РФ.
Текущие неналоговые поступления – это доходы от продаж, административные сборы и платежи, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, штрафы и текущие частные пожертвования.
Капитальные доходы – от использования основного капитала, основных средств, запасов, нематериальных активов. (н-мер, доходы от продажи земли)
Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они являются нерегулярными, единовременными и добровольными.
Налоговые поступления – совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающие в определенных законом размерах и в установленные сроки.