Роль государства в распределении доходов населения. Структура государственных доходов и особенности налоговых систем

формы государственных доходов и особенности налоговых систем;

Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством верхнего предела увеличения номинальной заработной платы. Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой. Конкретно формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы проявления этой политики определяются следующим:

- социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

- степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;

- традициями заключения коллективных договоров;

- степенью социальной напряженности в обществе.

Главным объектом всех видов политики доходов является трудовой доход в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. На практике политика доходов преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Налоговая система – это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве условий налогообложения. К таким условиям относятся: виды налогов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, принципы, формы, методы установления, изменения, отмены уплаты налогов, формы и методы налогового контроля, способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Существуют два вида налоговой системы:

1) Щедулярная налоговая система — весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части, или шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

2) Глобальная налоговая система — все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Эта система широко применяется в западных государствах.

Типы налоговых систем:

1) Англосаксонская (США, Австралия, Великобритания, Канада):

- преобладание прямых налогов;

- незначительная доля косвенных налогов;

- преобладание налогообложения физических лиц.

2) Евроконтинентальная (Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия):

- высокая доля отчислений на социальное страхование;

- преобладание косвенных налогов;

- незначительная доля прямых налогов (в несколько раз меньше, чем косвенных).

3) Латиноамериканская (Чили, Боливия, Перу):

- обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики;

- преобладание косвенного налогообложения (Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов, поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах);

- незначительный уровень прямых налогов.

4) Смешанная:

- сочетает черты разных модели;

- позволяет избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов;

- вводится для диверсификации структуры доходов.

Используется во многих странах, в том числе в России (Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов).

Государственные доходы – это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в собственность государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении задач и выполнения функций.

1) Гос. доходы подразделяются на:

- централизованные (доходы фед. бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства гос. внебюджетных фондов);

- децентрализованные (доходы юр. лиц, имущество которых находится в фед. собственности или собственности субъектов).

2) По соц-эк признаку выделяют: государственные, муниципальные, частные.

3) По территориальному признаку: федеральные, доходы субъектов, местные.

4) По методу мобилизации: обязательные, добровольные.

5) По форме поступления: налоги, неналоговые платежи.

Текущие доходы – запланированные (обязательные) доходы; обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые гос. органами с целью удовлетворения гос. потребностей.

К налоговым поступлениям также относятся доходы акцизного типа; прибыль переводимая фискальными, импортными монополиями; штрафы и пени за нарушение налогового законодательства РФ.

Текущие неналоговые поступления – это доходы от продаж, административные сборы и платежи, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, штрафы и текущие частные пожертвования.

Капитальные доходы – от использования основного капитала, основных средств, запасов, нематериальных активов. (н-мер, доходы от продажи земли)

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они являются нерегулярными, единовременными и добровольными.

Налоговые поступления – совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающие в определенных законом размерах и в установленные сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: