Культурология. Негосударственное образовательное учреждение

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)

Для студентов 1 курса направления 080500 «Менеджмент»

гр. МЗ-113, МЗ-114с (заочная форма обучения)

на I семестр (14.01-28.01.13) 2012/2013 учебного года

Выполнил студент гр. МЗ-114с: Ятчев Сергей Анатольевич

Преподаватель: Тухватулина Ксения Александровна

Челябинск

Вопросы для самоконтроля:

1. Пайдейя (греч. παιδεία — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.Развивается в сочинениях Платона и Аристотеля, где фигурирует в соотношении с понятиями этос, калокагатия и арете.Античная проблематика, связанная с этим понятием, строилась вокруг идеи влияния на природу (фюсис) человека. Поэтому пайдейя иногда также интерпретируется как «культивация», ведущая к созданию культуры.

2. Освальд Шпенглер «Закат Европы»

3. Основоположник учения о культурных архетипах как коллективном бессознательном… З. Фрейд (1856—1939)

4. Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.

5. Культурология включает два основных раздела:

- теоретическую культурологию;

- эмпирическую и прикладную культурологию.

К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

6. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

7. Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу? Марк Туллий Цицерон —древнеримский политик и философ, блестящий оратор

8. Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать.

В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

9. Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся на протяжении длительного времени, – это… Традиция

10. Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», является Массовая культура.

11. Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

12. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура возникает в игре, как игра»: Йо́хан Хёйзинга 1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов.

13. Что можно назвать культурными ценностями?-- Явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества.

14. Что такое ментальность?

МЕНТАЛЬНОСТЬ (от лат. mens — сознание, ум) — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Ментальность является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям.
Ментальный — имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет — это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. «Понятие mentalite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка 20 в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю»

15. Чем можно объяснить появление массовой культуры?

Массовая культура или культура большинства — культура,, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данномобществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство

-Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы суще­ствования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах.

Предпола­гается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.

Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

16. Катарсис – это…

Катарсис - возвышение, очищение, оздоровление
Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
В современном психоанализе; процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации и эмоциональной разрядки.

17. Культурологический термин, которым обозначают состояние длительной неизменности и повторяемости норм, смыслов, ценностей, знаний в ущерб новому изменившемуся – это культурный застой

18. Суждение, наиболее полно отражающее содержание понятия “аккультурация”
процесс культурного заимствования
негативное отношение культуры одного народа к культуре другого
агрессивное действие одной культуры по отношению к другой, в результате чего происходит внешнее изменение культуры
длительные контакты между культурами, когда происходит более или менее полное восприятие одним народом культуры другого народа

19. Какому из понятий соответствует следующее определение: "Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры"?-

синкретизм;

20. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой? циклическая модель

21. Что подразумевает понятие «инкультурация»?- Понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации 5олее сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усво­ение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

22. Подберите понятие, характеризующее культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, а не на массового потребителя:-- элитарная культура

23. Кто из учёных ввёл термин «культурология» и выделил её как самостоятельную науку? Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975)

24. Какой элемент культуры отражает коллективные представления о том, что надо и не надо делать в повседневной, бытовой сфере жизни людей, играет роль образца поведения в процессах включения новых поколений в культурную деятельность?- обычай.

25. Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является … социализация личности

26. Важнейшим объектом первобытного искусства были… объекты быта

Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению отдельных авторов, оно берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации.[28] Коммуникативная утилитарность первобытного творчества, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дополиграфический фольклорпериод культур всех народов. Также существуют теории о искусстве как биологической функции

27. Высшая форма архаического пралогического мышления, сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира и включающая в себя попытки объяснения зарождения природных явлений, космоса и человека – это… Миф

28. Культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа иприсущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации,называется европоцентризмом.

29. Согласно О. Шпенглеру, цивилизация – это… «Цивилизация – неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизации есть суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они – завершение, они следуют за становлением как ставшие. За жизнью – как смерть, за развитием – как оцепенение»

30. Распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством заимствований и взаимопроникновения культурных черт разных сообществ называется…

31. Понятие, описывающее изменения, происходящие внутри культуры и при взаимодействии разных культур, отличающиеся целостностью и направленным характером, называется… культурная динамика

32. Культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа иприсущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации,называется европоцентризмом.

33. Экспрессия, динамизм, иллюзорность, гротеск, драматизм – эти характеристики относятся к художественному стилю… барокко

34. Творцами итальянского Возрождения являются… Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Жан Фуке, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн мл., Питер Брейгель Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, Клуэ, Ж.Гужон.

35. Творчество А. Буше, Ж.О. Фрагонара, А. Ватто относится к художественному стилю Рококо

36. Бунтарство, свобода, иррационализм, субъективизм – характеристики, относимые к художественному направлению… модернизм

37. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры, их строение и особенности называется… морфологией культуры

38. Что характерно во взглядах на культуру в античности? Космоцентризм

39. Назовите «столицу» итальянского Возрождения?

-Началом эпохи Возрождения является Проторенессанс, или как его еще называют «эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320.
Основоположники Проторенессанса ДАНТЕ Алигьери и ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ жили и творили во Флоренции, поэтому её можно с полным правом считать родиной итальянского Возрождения.

40. Определите, что означал принцип калокагатии в античном обществе:

- воспитание в человеке творческих начал, физической и умственной красоты;

41.Для массовой культуры не характерно…

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

42.Кто первый употребил слово cultura для обозначени результатов деятельности человека общественного?

-В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.

43. Результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: