Причины:
- поражение России в Русско-Японской войне (1904-1905)
- нерешенность аграрного вопроса (малоземелье крестьян)
- ухудшение положения рабочих
- противостояние самодержавия и общества
Цели:
- сокращение рабочего дня до 6 часов
- наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения
- ограничение самодержавия
- введение демократической свободы
Революция имела буржуазный характер.
Три этапа:
1 этап: 9 января – конец сентября 1905 года. Начало и развитие революции по восходящей линии; крестьянские волнения.
9 января 1905 – Кровавое воскресенье – начало революции;
май 1905 – стачка в Иваново-Вознесенске – создание нового органа власти рабочих Совета уполномоченных депутатов;
июнь 1905 – восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» - начало проблем в армии;
6 августа 1905 – указ Николая 2 об учреждении государственной думы;
сентябрь – октябрь 1905 – стачка печатников и железнодорожников.
2 этап: октябрь – декабрь 1905 года. Высший подъем революции.
17 октября 1905 – манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» Витте, в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать Государственную Думу – формирование многопартийности, приведение самодержавной монархии в думскую, создание совета министров;
10-19 декабря – московское восстание; восстание подавлено, начался спад революции;
Декабрь 1905 – стачки и восстания в Москве, Чите, Харькове и других городах;
11 декабря 1905 – указ о выборах в Гос. Думу.
Буржуазно-либеральные слои, напуганные размахом движения, отошли от революции и стали создавать свои политические партии:
- конституционно-демократическая (кадеты)
- «союз 17 октября» (октябристы)
3 этап: январь 1906 – 3 июня 1907 года. Спад и отступление революции.
Основные события: политические стачки рабочих, восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге.
20.02.1906 – утверждены законы «Утверждение государственной думы», «О переустройстве гос. Совета»
23.04.1906 – утверждены основные законы Российской империи.
Причины поражения:
- армия полностью не перешла на сторону революции
- в партии рабочего класса не было единства
- отсутствовал союз рабочего класса и крестьянства
- революционные силы были недостаточно опытны и организованны
Значение:
- верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы
- создание Государственной Думы свидетельствовало о начале развития парламентаризма
- изменилось социально-политическое положение России:
а) были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;
б) улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;
в) крестьяне добились отмены выкупных платежей
Внутриполитическая обстановка в России временно стабилизировалась.
28. П.А. Столыпин и его реформы.
Петр Аркадьевич Столыпин (2 апреля 1862 – 5 сентября 1911) – государственный деятель Российской империи, сыграл значительную роль в подавлении революции. В 1906 Николай 2 предложил ему пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной Думой первого созыва, Столыпин был назначен навым премьер-министром.
1. Совершенствование системы репрессионно-карательных мер.
2. Разработка законопроекта по рабочему вопросу: создание больничных касс, сокращение рабочего дня с 11,5 до 10 часов, введение гос. страхования, отмена наказаний за участие в экономических стачках
3. Судебная реформа. 1912 год – появился мировой судья.
4. Реформа образования: законопроект о введении всеобщего начального образования.
5. Налоговая реформа: введен подоходный налог.
6. Закон о военно-полевых судах 19 августа 1906 года был издан в условиях революционного террора. В губерниях, переведенных на военное положение вводились особые суды из офицеров.
7. Национальный вопрос:
- 17 июня 1910 года – утвержден закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения»; ограничена автономия Финляндии, усилена роль центральной власти; с 1908 года финляндские дела, затрагивающие российские интересы рассматривались в Совете министров.
- издан указ, определявший процентные нормы студентов-евреев в высших и средних учебных заведениях; со второй половины 1907 года в России не было еврейских погромов; переход от религиозной дискриминации евреев к расовой
-усиление антипольской политики
- лишено избирательного права население Сибири и Азии
8. Аграрная реформа.
Решение: коренная ломка сельской общины, создание частного крестьянского хозяйства.
12, 27. 08.1906 – разрешение продажи через крестьянский банк удельных и казенных земель крестьянам по льготной цене
5.10.1906 – указ «Об уравнении в паспортном отношении крестьян с остальными сословиями»
9.11.1906 – указ «О дополнении некоторых положений действующего закона» (манифеста об отмене крепостного права): право свободного выхода из общины с передачей в личное пользование земельного надела (отруб – наделы, сведенные в один участок; хутор – участок, находящийся за пределами деревни); организация переселенческого движения (в Западную Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан); строительство сельских школ; вовлечение в систему народного образования основной массы населения.
Итоги:
- к 1916 году из общины выделилось 20-25% крестьян
- рост сельскохозяйственного производства; рост экспорта хлеба
Причины незавершенности реформы:
- короткие временные сроки
- сопротивление со стороны правых и левых политических сил
- сложные взаимоотношения Столыпина с царем
Последствия аграрной реформы:
- реформа способствовала ускорению процесса расслоения крестьянства; разрушение крестьянской общины
1.09.1911 – убийство Столыпина.