Возрастная периодизация (понятие возраста, возрастных особенностей, структуры возраста)

Возраст – период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Различают хронологический возраст, выражающий длительность существования человека с момента его рождения, и психологический возраст – своеобразная ступень онтогенетического развития.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или биологический) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основание для введения такого понятия, как биологический возраст.

У большинства детей биологический и календарный возраст совпадает. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.

Оценка биологического возраста проводится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого ребенка со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы.

Наряду с типичными показателями уровня развития, характерными для большинства представителей определенной возрастно-половой группы, встречаются отклонения. Они сводятся к двум основным типам: акселерация и ретардация. Акселерация представляет собой ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Различают два вида акселерации – эпохальную и внутригрупповую.

Ретардация развития возникает при задержке физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Ретардация развития может проявляться в разных сферах и иметь разную степень отклонения от статистической нормы. Необходимо различать ретардацию физического развития и задержку психического развития

Несоответствие календарного и биологического возраста позволяет оценить темп индивидуального развития. Темп созревания – характеристика непостоянная, поэтому в жизни индивида на смену выраженной акселерации может прийти замедление развития и, напротив, изначально замедленное созревание может ускориться и привести к акселерационному скачку. Эти явления адекватно описываются понятием «индивидуальная траектория развития».

Возрастные особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста. Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза. Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств, включая познавательные, эмоциональные и другие характеристики личности. Возрастные изменения, в отличие от индивидуальных особенностей, отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

Каждому возрасту присущи свои сильные и слабые стороны. Знание возрастных особенностей позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его способностей, избирать наиболее действенные средства педагогического воздействия и взаимодействия.

Варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях.

3.Характеристика методов производственного обучения в организациях среднего профессионального образования РФ

Методы обучения – отвечают на вопрос как обучать?

Важнейшим компонентом являются методы обучения, то есть то, как обучать. От их эффективности при любых других условиях и факторах зависит количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Метод обучения в производственной деятельности – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.

Методом обучения может служить производственное обучение как формирование профессиональных знаний, умений, навыков учащихся в специальных учебных заведениях, и производственное обучение будущих квалифицированных рабочих путём ученичества непосредственно на производстве.

Существует классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:

1) методы организации и реализации учебно-познавательной и учебно-производственой деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся;

3) методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.

Каждая из этих групп методов включает конкретные подгруппы и отдельные частные методы, которые являются инструментом процесса обучения.

В учебном процессе наиболее важным является знание преподавателем, мастером производственного обучения их сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера ПО) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов:

целевая установка;

определение содержания и порядка деятельности учащихся (ориентировочная основа их деятельности);

собственнообучающая деятельность педагога;

руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся;

подведениеитогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: