Билет 13. 1. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период

1. Воспитание и образование в Русском государстве в московский период

В начале XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ. Вплоть до XV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами. Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств. Однако постепенно в Московском государстве, освобождавшемся от последствий набегов, складывалась своеобразная система воспитания и образования. В целом она в период XIV–XVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования, и лишь к концу этого этапа в развитии русского просвещения появились первые школы повышенного типа, ставшие прообразом высшего образования в России. В процессе объединения русских земель вокруг Москвы, укрепления институтов власти и управления возникла потребность в образованных людях. Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо. Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось в содержательном плане во всех сословиях.
В XIV–XVI вв. в распространении на Руси просвещения важную роль играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Многие уставы монастырей того времени свидетельствуют о том, что почти все монахи были грамотными и был организован процесс обучения детей. Училища (начальные школы) организовывались при церквях. Стоглавый собор постановил учреждать подобные училища в домах священников и дьяков. Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», которых стало больше, чем в киевский период. В XIV–XV вв. из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.
В конце XV – начале XVI в. в России ощущалась острая нехватка образованных людей, православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В этих начальных школах учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Вместе с тем процесс овладения грамотой продолжал оставаться трудоемким для детей и подростков из-за использования буквослагательного метода, необходимости приспосабливаться к почерку рукописной книги, отсутствия у подростков интереса к содержанию церковных текстов, по которым они обучались. Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.
Традиции «учения книжного» сохранялись в семейном воспитании княжеских детей. Довольно небольшое количество людей в московский период могло быть причислено к интеллектуальной элите русского общества. Однако именно в этой среде зародились элементы гуманистических воззрений.
На западных рубежах древнерусских земель, в Правобережной и Западной Украине и Белоруссии, в конце XVI – начале XVII в. получили развитие «братские школы», в которых традиции приобщения к книжной культуре обогащались опытом развития школьного дела в Западной Европе. Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свои вероисповедание, культуру, язык, создавали в православных общинах подобные учебные заведения. Отличительной чертой учебного процесса в «братских школах» была его четкая организация: дети обучались по четыре часа в день, предусматривались обязательные домашние задания и их регулярная проверка. Школы были доступны для детей выходцев из различных слоев, т. е. предлагали не сословный, а универсальный принцип построения содержания образования. В «братских школах» зародились основы классно-урочной системы, которые впоследствии были теоретически обоснованы и развиты в трудах и деятельности Я.А. Коменского (см. 6.1).
В истории развития образовательных институтов в рассматриваемый период особое место занимает XVII в., поскольку именно в это время в России предпринимаются попытки создания высшей школы. Развитие государственных институтов обусловило потребность в высокообразованных людях, однако после начального образования человек мог только самостоятельно обращаться к чтению книг, поскольку школ повышенного типа не было, а обучение за границей в допетровский период было невозможно. В Москве складывались предпосылки к возникновению подобных учебных заведений, имелись школы, основанные иностранцами в традициях европейского образования, например в 1621 г. открылась лютеранская школа. На положениях системы и программы обучения, характерных для «братских школ», киевским митрополитом Петром Могилой в 1632 г. было основано учебное заведение повышенного типа – Киево-Могилянская коллегия, главными языками преподавания в которой были славянский и латынь, изучался греческий. Выпускники киевского коллегиума (С. Полоцкий, Е. Славинецкий, А. Становский) получили образование, сравнимое по уровню со схоластическим европейским стандартом, и принимали активное участие в развитии русского Просвещения.
Во второй половине XVII в. в образовании стали развиваться светские идеи, тесня монополию церкви. В 1660-х гг. в Москве была открыта школа повышенного типа для подготовки особо доверенных чиновников царской канцелярии. Пристальное внимание в ней уделялось изучению языка международной дипломатии – латинского. Докторами Падуанского университета в 1681 г. была открыта школа в Богоявленском монастыре.
В 1687 г. в России открывается первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого, ориентированная на программу европейских университетов, с изучением «семи свободных искусств», древних языков и богословия. В качестве преподавателей были приглашены братья И. и С. Лихуды. Они подбирали учителей, сами вели в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания. Славяно-греко-латинская академия готовила духовенство, учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 г. при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М.В. Ломоносов, известный писатель А.Д. Кантемир, архитектор В.И. Баженов, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII в. В 1672 г. Лихуды открыли в Новгороде славяно-греко-латинское училище по образцу Московской академии и стали преподавать в нем. С открытием в 1755 г. Московского университета греко-латинские академии потеряли свое значение. Необходимо отметить, что в XVI–XVII вв. границы между высшими и средними школами в России были размытыми. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. В частности, по свидетельству современников, новгородская школа И. и С. Лихудов не давала высшего образования.
Таким образом, в России вплоть до XVII в. чрезвычайно сильным было влияние христианства на всю сферу образования и семейного воспитания. К XVII в. Россия получает вместо западно-европейского университета в форме греко-латинских академий своеобразную духовную семинарию, где, несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались лишь те предметы и теории, которые не противоречили православному представлению о мире.
Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV–XVII вв. является «Домострой», многие главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей. В «Домострое» выразилось требование воспитания детей в страхе Божьем, соблюдения церковных обрядов, суровой дисциплины, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям. Среди необходимых воспитательных воздействий рекомендовалось «страхом спасать» детей от неразумных поступков, использовать телесные наказания или наказывать «тяжкою работою». Высказывались мысли о необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности, «вежества» (образованности). В XVII в. Епифаний Славинецкий публикует трактат о детском воспитании «Гражданство обычаев детских», который по сути является переводом труда Эразма Роттердамского. В нем отражены сложившиеся европейские традиции этикетного поведения. В русском переводе текст был разделен на вопросы и ответы, касающиеся самых разных сторон поведения подростка: как вести себя с родителями, учителями, старшими по возрасту, каких правил придерживаться за столом, на улице, как поддерживать гигиену тела и следить за внешним обликом и т. п. Русская интерпретация текста Эразма Роттердамского превратила «Гражданство» из книги для детского чтения в назидательный свод правил и положила начало новому литературно-педагогическому жанру.

В качестве учебной литературы в русской школе на начальном этапе обучения чаще всего использовались Часовник и Псалтырь или другие богослужебные книги. В XVII в. появляются печатные буквари и азбуки, включавшие, помимо дидактического материала, отрывки нравственного содержания. Одной из первых печатных учебных книг стала «Грамматика» Милентия Смотрицкого. Оформился новый вид учебной литературы – азбуковники, представлявшие собой свод правил поведения учащихся, нравственных поучений, методических указаний учителям. До XVII в. в обучении математике письменных пособий не использовалось, но в этот период появляются сразу несколько учебников: «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмацкого. Для данного периода было характерно создание учебной литературы самими учителями, например выдающиеся деятели просвещения – С. Полоцкий, Н. Спафарий, К. Истомин – занимались созданием учебных книг для образования царских детей. С возникновением школ повышенного типа появляются книги, отражающие предметы «тривиума».

2.Психологическая характеристика памяти человека

Память играет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.

Сохранение непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Воспроизведение процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое — непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

3. Материально-техническое обеспечение производственного обучения в организациях среднего профессионального образования РФ

Учебная мастерская – это специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащённое необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для ПО; ещё – это структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемых профессии машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской определяется спецификой содержания труда по разным профессиям. Учащиеся обучаются в учебных мастерских до 60 % времени, отводимого на ПО, если в них рационально сочетается решение учебных и производственных задач (это например, токари, фрезеровщики, сварщики, портные и т.п.).

При подготовке рабочих и специалистов по обслуживанию, наладке, ремонту сложного оборудования нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские. Учащиеся работают в мастерских общего профиля, осваивая общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные. На это отводится 15 – 20% времени.

Помещения для учебных мастерских, их планировка, оснащение, конструктивные варианты различны для различных профессий. Они зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, стиля его деятельности и др.

Рассмотрим общие требования к созданию учебных мастерских.

Комплекс учебных мастерских обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей – переходом на уровне 1 – 2-го этажа. Комплекс мастерских может быть и автономным зданием. Такое размещение имеет преимущества: возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях. Пыль, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе. Дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место, расположить оборудование общего пользования и дополнительное.

Помещения должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжёлое оборудование: станочное, кузнечное, сварочное, машиносборочное, ремонтное и т.п. располагаются на 1-ом этаже. Слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т.п. мастерские – на 2-ом – 3-ем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды ПО имеют освещённость в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности. Учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т.е. на 25 – 30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

В состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую; складские помещения и др. В здании учебных мастерских предусматриваются санитарно-бытовые помещения.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования. Важно оснащать учебные мастерские хотя бы небольшим количеством современного оборудован ия, рассчитанного на реализацию новых технологий. Остальное учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному ГОС профессионального образования.

Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащают оборудованием общего пользования. Его номенклатура и количество зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Важно и правильное оформление учебных мастерских, его стиль, эстетика рабочего места.

Рабочее место учащегося – это определённая часть площади учебной мастерской, лаборатории с наиболее оптимально расположенными на нём оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения работ, соответствующих требованиям программы.

Рабочее место учащегося должно отвечать основным учебно-техническим требованиям:

· типичность для профессии;

· современность конструкции;

· относительная простота в управлении;

· сравнительно небольшие габариты;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· оптимальная стоимость;

· удобство в эксплуатации и обслуживании;

· безопасность в работе.

При оснащении рабочих мест предпочтение отдаётся универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большое количество трудовых приёмов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой ПО.

Рабочее место учащегося также оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой – наиболее «ходовыми» приборами, инструментами. Набор инструментов подбирается с учётом их универсальности, стоимости, частоты применения. Другие инструменты, приборы выдаются мастером, они хранятся в кладовой. На рабочем месте должны быть приспособления для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации. Планировка рабочих мест зависит от характера оснащения, типичной продукции, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения. Свет на рабочие места должен падать слева (в слесарных мастерских); справа (станочные мастерские), спереди, но не сзади от учащегося.

Нормативы размещения оборудования различны в мастерских для разных профессий. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков.

Рабочее место мастера производственного обучения – это определённая часть площади учебной мастерской, оснащённая с учётом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом ПО.

В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера (РММ) является центральным. Располагается на помосте (подиуме) высотой 30-40 см и площадью 7-12 кв. м для хорошего обзора всех рабочих мест. Все учащиеся при этом видят мастера.

Устройство и оснащённость РММ зависит от специфики будущей профессии, возможностей учебного заведения.

К обязательному оптимальному оснащению РММ относится:

o рабочий стол, стул, классная доска;

o дидактические и технические средства обучения;

o учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам;

o устройства для демонстрации трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);

o сидячие места для учащихся во время инструктажа;

o устройство для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т.п.);

o устройства для демонстрации дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);

o специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и включения энергии – электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.;

o специальный стол для приёмки выполненных учащимися учебно-производственных работ.

К дополнительному оснащению РММ относится:

· комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств (методический шкаф);

· пульт дистанционного управления техническими средствами обучения; средствами сигнализации и подачи общих команд всем учащимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся;

· комбинированная (интерактивная, электромагнитная) доска-экран для демонстрации экранных пособий;

· контролирующие и «обучающие» устройства, электрифицированные щиты и схемы;

· информационно-компьютерные устройства.

При наличии возможностей в учебной мастерской дополнительно организуют препараторскую. В ней хранятся технические средства, устанавливаются шкафы и стеллажи для хранения оборудования, средств оснащения уроков и занятий, приспособления для их ремонта. Организуя рабочее место, опытные мастера ПО имеют на нём все необходимые справочные материалы, учебники, стандарты, учебные пособия по соответствующей профессии. Всё это вносит порядок и правильную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.

Учебный полигон – это учебное подразделение профессионального образовательного учреждения. Он организуется для создания условий для ПО по профессиям, требующим хорошо отработанных профессиональных навыков к моменту прохождения производственной практики. На учебных полигонах, как правило, проходят начальные этапы ПО учащиеся по профессиям механизаторов сельского хозяйства; водителей различных транспортных средств, машинистов строительных, горных, шахтных машин и механизмов, монтажников и др. Учебные полигоны оснащаются необходимым производственным действующим оборудованием, системами его обслуживания, испытательными стендами, тренажёрами, другим учебно-производственным оборудованием. Это позволяет организовывать производственное обучение, максимально приближенное к реальным условиям. Учебные полигоны для ПО учащихся по профессиям механизаторов сельского хозяйства, водителей, машинистов имеют специально оборудованные участки для проведения упражнений по практической отработке навыков вождения транспортных средств.

Учебное хозяйство является учебно-производственным подразделением образовательного учреждения, готовящего кадры для сельскохозяйственного производства. Оно создаётся для обеспечения условий для начального ПО технологиям выращивания сельскохозяйственных культур, механизации трудоёмких процессов в животноводстве на основе их производительного труда. Основным требованиям к структуре, оснащению, организации и содержанию работы учебных хозяйств является обеспечение высоких урожаев сельскохозяйственных культур, высокой продуктивности производства.

Учебные хозяйства имеют необходимые для эффективной учебно-производственной деятельности учащихся земельные участки и помещения. Они оснащаются необходимыми, действующими сельскохозяйственными машинами и механизмами, позволяющими проводить ПО на основе высокой культуры земледелия и животноводства, внедрения достижений сельскохозяйственной науки и передовой практики, механизации сельскохозяйственных работ. Все работы в учебном хозяйстве выполняют учащиеся в период ПО и практики. Учебно-производственная работа учебного хозяйства определяется производственно-финансовым планом, составленным с учётом требований программ по учащихся и получения максимального количества качественной сельскохозяйственной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: