Основные этапы развития психики

А.Н. Леонтьев: критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды(звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать (если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);

— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);

— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

3. Формы организации труда мастера производственного обучения в организациях среднего профессионального образования РФ

Традиционной формой – является закрепление мастера за учебной группой. При этом мастер ведёт группу по обучению профессии на протяжении всего периода обучения, до его окончания.

Типовым положением об учреждении НПО предусмотрено, что производственное обучение по всем профессиям проходит в группах по 12-15 человек. Если профессии связаны с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ – группы по 8-10 человек.

Рассмотрим наиболее типичные формы организации труда мастера.

1. Мастер – мастерская. Используется для профессий широкого профиля или группе совмещённых профессий. Включает несколько разделов, отличающихся по содержанию и организации труд, учебно-материальному оснащению. Проводится в учебных мастерских и на учебных участках. За учебными мастерскими, лабораториями, участками закрепляются мастера производственного обучения. Они проводят занятия со всеми учащимися учебного заведения по соответствующим специализациям и разделам программы по графику-расписанию.

В обязанности мастеров входит оснащение и эксплуатация оборудования и аппаратуры мастерской, её методическое обеспечение, поддержание в исправном, работоспособном состоянии учебно-материальной базы учебно-производственного подразделения.

2. Бригадная организация работы мастеров производственного обучения

Бригада формируется из мастеров, закреплённых за учебными мастерскими и учебными группами одной сложной профессии всех 3-х курсов обучения. В производственном обучении на 1-м и 2-м курсах с учащимися работают одновременно 4-5 мастеров. Это позволяет более полно охватить учащихся текущим инструктированием в процессе выполнения учебно-производственных работ. Это обеспечивает повышение качества обучения учащихся. Для коллективной формы труда мастеров характерны: взаимозаменяемость и взаимопомощь членов бригады; организация эффективного педагогического наставничества опытных мастеров над начинающими.

В каждой бригаде избирается мастер из числа наиболее опытных мастеров. Он осуществляет общее организационное и методическое руководство учебно-производственной и учебно-воспитательной работой всей бригады.

Бригадир принимает личное участие в подготовке и проведении уроков производственного обучения мастерами – членами бригады.

Производственное обучение может чередоваться с теоретическим обучением по определённым временнЫм периодам. Обычно – на 2-м, 3-м курсам.

Это характерно при обучении строителей или других профессий, которые связаны с необходимостью выезда на объекты.

3. За группой закреплены 2 мастера. Один из них – ведущий, он проводит общегрупповой вводный инструктаж, второй мастер ему помогает. Текущее инструктирование учащихся в процессе упражнений мастера проводят совместно. При этом один – постоянно находится среди работающих учащихся, а другой – особое внимание уделяет инструктированию на рабочих местах, где выполняются наиболее ответственные, сложные и опасные работы: например, на сверлильных станках; при паянии, у токарного станка при скоростных операциях; на станках с ЧПУ – с числовым программным управлением и т.п.

4. Прогрессивной формой организации педагогического труда мастера производственного обучения является такая, когда он выполняет функции и мастера, и преподавателя – мастер и преподаватель. Возможна в 2-х вариантах:

1) мастер, закреплённый за группой или учебной мастерской, по расписанию ведёт уроки специальных предметов. При этом повышается уровень и степень связи истории практики;

2) мастер самостоятельно, один проводит все совмещённые, бинарные (интегрированные) уроки производственного обучения и специального предмета.

Главное в этой идее – выделение профессионального мастерства как определённого предмета учебного процесса. При этом решаются вопросы формирования у учащихся взаимосвязанной системы знаний и умений, сознательности и активности обучения. Но это требует пересмотра содержания образования, разработки принципиально новой методики и организации преподавания специальных предметов и производственного обучения. Но это пока –дело будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: