Билет 14. 1. Педагогическая мысль эпохи Возрождения

1. Педагогическая мысль эпохи Возрождения

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378-1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа "Дом счастья", которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели - гармоничному развитию человека, его "тела, ума и характера".

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, "он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний".

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность - это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, "со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню".

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469-1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в "школе братьев" в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества ("Похвала глупости"). Педагогические взгляды он излагал в работах "Беседы", "Цицеронианцы", "Метод изучения", "Свободное воспитание детей", "О благовоспитанности детей".

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494-1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: "Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию - филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, - таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле".

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль", в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания "свободного и благонравного человека" эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, "незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком". Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе "семи свободных искусств". Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями - это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой "метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал". Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий. Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были развиты в теориях М. Монтеня, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Юрист, автор знаменитого труда "Опыты", в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553-1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: "Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят". Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не "вливать знания, словно воду в воронку". Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478-1535), написавшего, в частности, роман "Утопия", в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

2.Характеристика мышления как психологического познавательного процесса человека

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, на-правленных на переустройство окружающего мира.

Операции мышления

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — движение мысли от общего к частному.

Формы мышления

Понятие — отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверж-даются или отражаются связи между предметами и явлениями действи-тельности.

Умозаключение — выделение из одного или нескольких суждений но-вого суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по ана-логии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

Наглядно-действенное — мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное — мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное — мышление, совершающееся на основе отвлеченных по-нятий, которые образно не представляются.

Способы мышления

Индукция — способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция — способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

3.Основные педагогические технологии в организациях профессионального образования РФ

Технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и подготовку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения.

Она призвана выполнять роль главной артерии учебно-воспитательного процесса, приближать педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делать организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.

До недавнего времени словосочетание " педагогическая технология " считалось недопустимой вольностью в трактовке процессов обучения и воспитания. Тысячи преподавателей и методистов создавали методические указания, планировали её воспитательные мероприятия и др., действуя по интуиции, по наитию.

Массовое внедрение педагогических технологий и появление самого этого понятия относят к началу 60-х годов XX века и связывают с реформированием сначала американской, а затем и европейской школ. Оно получило признание в ЮНЕСКО.

В одном из документов ЮНЕСКО даётся официальное определение педагогической технологии: «это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования»,

К 70-м годам понятие " педагогическая технология " овладело сознанием педагогов.

Слово «технология» пришло к нам из греческого языка (techne – искусство, мастерство, logos – наука, закон, слово, учение).

Технология – это характеристика целостного, завершенного процесса. Она представляет систему методов, средств и процессов целенаправленного изменения состояния объекта. Технологией также называют сами операции по изготовлению чего-либо. Технология является и научной дисциплиной, изучающей физические, химические и другие закономерности, действующие в разных процессах.

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо вида продукции, главным образом в производственной деятельности.

Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций). Каждое действие основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности.

Представляет интерес одно из первых определений педагогической технологии, которое официально было принято в 1979г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США. Было выработано следующее определение: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний». При всей авторитетности этой ассоциации это определение не позволяет разграничить понятия «педагогическая технология» и «методика обучения».

Педагогическая технология и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Ориентация на технологический подход в применении средств педагогики предполагает определенную технологичность самих форм и методов обучения с точки зрения из структуры, конструирования, практического применения, соответствия начальному этапу проектирования учебного процесса – постановке педагогической задачи.

Эффективность педагогического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Их часто по традиции называют организационными формами и методами обучения.

В настоящее время существует много определений понятия «педагогическая технология». Многие из них мы рассмотрим и проанализируем. Иногда говорят о более частном понятии «технология обучения».

Самое простое определение – «технология обучения» – это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.

Основными чертами современных трактовок понятия «Педагогическая технология» являются:

  • разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок авторов под конкретный ожидаемый результат;
  • выстраивание технологической цепочки педагогических действий в соответствии с поставленной целью и гарантией всем обучаемым достижения и усвоения содержания ГОС;
  • предусмотрение взаимосвязанной деятельности учеников и учителя при обеспечении образовательных потребностей ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.

«Педагогическая технология» – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Технология обучения есть последовательность операций и процедур, составляющих дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания: усвоению знаний, приобретению профессиональных умений, формированию личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Технология обучения – способ реализации содержания обучении, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных целей обучения.

Структурными составляющими технологии обучения являются:

o цели обучения;

o содержание обучения;

o средства педагогического взаимодействия, в т.ч. мотивация и средства преподавания;

o организация учебного процесса;

o студент;

o преподаватель;

o результат деятельности, в т.ч. уровень профессиональной подготовки.

Педагогическая технология (по В.П. Беспалько) это:

1) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Определение В.П. Беспалько считают наиболее удачным. Он раскрыл глубинный смысл технологии в педагогике. Все 3 выделенные автором составляющие перекликаются друг с другом. Они не возможны в одиночку. Например, любая деятельность по обеспечению педагогического процесса не может возникнуть без всего многообразия необходимых средств, методов и процессов. Педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Таким образом, по В.П. Беспалько педагогическая технология нацелена на формирование личности.

Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: