Билет 27. 1. Развитие советской педагогики и школы в 1930-е гг

1. Развитие советской педагогики и школы в 1930-е гг

Крупные изменения в школьном образовании, произошедшие в 1930-х гг., были связаны с принятием постановления "О начальной и средней школе" (1931). В нем констатировались слабая подготовка учащихся и переход школы на предметные учебные программы, создавалась устойчивая система образования с преемственными ступенями, регулярным предметным обучением, четким режимом занятий. Однако у советской школы в этот период был целый ряд негативных аспектов: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. В конце 1930-х гг. в городах было введено всеобщее 7-летнее обучение, упразднялась система ОПУ, насаждался культ личности Сталина, упразднялось самоуправление. Трагический пример отрицания достижений отечественной педагогики официальными властями демонстрировала судьба педологии, которая была разгромлена постановлением "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936). В сущности, этим постановлением был нанесен удар по науке и ученым, которые ставили своей целью уважение особенностей, интересов и способностей детей.

Одним из выдающихся отечественных педагогов, наследие которого вызывало и вызывает неоднозначные оценки, был Антон Семенович Макаренко (1888-1935) - автор теории воспитания личности в коллективе, которая была доминирующей в советской педагогике до 1980-х гг. В 1930-е гг. он руководил образцовыми воспитательными учреждениями "Трудовая колония имени А.М. Горького" и "Детская трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского", позднее вел активную просветительскую деятельность. Основные свои идеи он изложил в художественно-педагогических произведениях "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей". На основе эмпирического опыта воспитания в трудовых воспитательных учреждениях А.С. Макаренко создал педагогическую теорию воспитания личности в коллективе.

Постулируя идею воспитания в коллективе и через коллектив, педагог сформулировал основные принципы воспитания. В соответствии с этими принципами коллектив есть объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенными соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей; "через коллектив каждый его член входит в общество". Подчеркивая значение самоуправления воспитанников как фактора решающего воспитательного воздействия на детей, А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе. Огромное внимание он уделял методике организации воспитательного процесса. Главным фактором развития коллектива педагог считал его движение: коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. Этот процесс направляется педагогом, который разрабатывает систему перспективных линий, включающих краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели деятельности. Разработанная А.С. Макаренко методика параллельного воздействия заключалась в том, что в ней одновременно реализовывались требования коллектива и педагога к личности.

Теория воспитания личности в коллективе оказала большое влияние на организацию воспитательного процесса в советской школе и до сегодняшнего времени является одной из базовых теорий воспитания.

2.Педагог и учащийся как субъекты педагогической деятельности в организациях среднего профессионального образования РФ

Характеристики субъекта.

1. Субъект предполагает наличие объекта.

2. Субъект общественен по форме, способам, средствам.

3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.

4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.

5. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.

6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность.

7. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.

Все эти характеристики проявляются в субъектах образовательного процесса.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания). Оно имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

Различные новые подходы в педагогической практике (прежде всего педагогика сотрудничества) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы «субъект-объект» к системе «субъект – субъект». В последнее время более актуальной становится 2-ая система. Педагог и студент – являются субъектами педагогического общения, между ними выстраиваются субъект – субъектные отношения.

Свойства педагога подразделяютсяна специальные и личностные.

Специальные свойства бывают:

объективные (например, научно-теоретическая подготовка);

субъективные (например, личностный талант, педагогические способности).

Личностные свойства – это нравственно-волевые качества.

Структура субъективных свойств педагога:

1) тип направленности личности;

2) уровень направленности личности;

3) компетентность.

Личность педагога как субъекта педагогического труда – может быть представлена с 2-х сторон:

педагог как субъект педагогической деятельности;

педагог как субъект педагогического общения.

Одним из главных требований, предъявляемых к педагогической профессии – это чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей.

Преподаватель в ней выражает себя как субъект ПД.

Позиция преподавателя – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, к профессионально-педагогической действительности. Они являются источниками его активности.

Социальная позиция преподавателя определяется требованиями, ожиданиями, возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, ценностных ориентаций, которые были сформулированы ещё в школе. В процессе профессиональной подготовки и работы на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение в ПД, к профессии преподавателя, к её целям и средствам. Мотивационно-ценностные отношения к ПД выражается в профессиональной направленности, составляющей ядро личности педагога.

Профессиональная позиция во многом определяется позицией социальной. Профессиональная позиция определяется внутренними, личными источниками активности – мотивами, переживаниями, целями педагогов, их ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами.

Решающим при выборе позиции педагога являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности его личности, характер, темперамент, тип гражданского поведения.

Часто педагог, четко осознавая, что он делает, не всегда может дать развёрнутый ответ, почему он поступает так или иначе. Иногда это происходит вопреки здравому смыслу и логике, иногда – интуитивно.

В структуре труда педагога выделяют следующие составляющие:

1) профессиональные, психологические, педагогические знания;

2) профессиональные, педагогические умения;

3) профессиональные, психологические позиции;

4) установки педагога, требуемые от него его профессией;

5) личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.

Педагогическая деятельностьвсегда совместная, а не индивидуальная. Это связано с тем, что в педагогическом процессе всегда присутствуют 2 активные стороны:

1. Педагог (преподаватель, учитель)

2. Студент, ученик.

Она совместна, так как почти всегда является «ансамблевой»: студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним, а с группой педагогов.

Критерием согласования их деятельности является взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели – развития, обучения, воспитания личности учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: