Концепция воссоздания экономического взаимодействия бывших субъектов СССР

Как известно, после распада Советского Союза образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ) – союз большинства бывших республик СССР (кроме прибалтийских), созданный в 1991–1992 гг.

Почти все страны СНГ связаны с Россией многими неразрывными нитями. Экономика стран ближнего зарубежья ориентирована, преж­де всего, на Россию. Так, Россия и Центральная Азия являются частями едино­го народно-хозяйственного комплекса, сформировавшегося как система с взаимодополняющими элементами. Центральная Азия богата сырьевыми ресурсами, которые либо полностью отсутст­вуют в России, либо имеются в недостаточном количестве. Нельзя не упомянуть хлопок, главным поставщиком которого в Россию являет­ся Центральная Азия.

В Центральной Азии особо важное значение для националь­ных интересов России имеет Казахстан с его весьма выгодным гео­политическим положением, природными ресурсами, этническим составом и т.д. Отметим в данной связи, что один только Кара­гандинский металлургический комбинат поставляет в Россию около двух миллионов тонн проката в год. Казахстан – это одна из тех стран, экономическая интеграция и военно-политический союз с которой имеют для России большое значение. Речь в дан­ном случае идет не в последнюю очередь и о снятии остроты проблемы проживающих там русского и русскоязычного населения.

Поэтому совершенно естественно, что Россия уделяет большое внимание укреплению интеграционных связей в рамках СНГ. Вско­ре после образования СНГ американский советолог П. Гобл назвал его “ самым большим в мире фиговым листком ”, прикрывающим попытки компенсировать факт потери империи. И действитель­но, во многом СНГ выглядело как искусственное образование, по­спешно придуманное для придания видимости законности быс­тро набиравшему темпы распаду СССР и придания некой упорядоченности отношениям между новыми государствами, неожиданно превратившимся из межреспубликанских в между­народные. Лишенные реального правового и экономического базиса, а также сколько-нибудь продуманных механизмов реа­лизации, принимаемые решения, подписываемые договоры и со­глашения носили формальный, декларативный характер и демон­стрировали свою бесплодность.

Однако развитие событий в последнее время свидетельству­ет о том, что СНГ становится реальным полем интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Несколько лет тому назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал сенсационное заявление “От Союза Советского – к союзу Евразийскому”. С кафедры Российской Академии наук он объявил о соглашении между Россией, Казахста­ном и Белоруссией, знаменующем новый уровень сближения, – избрание наднационального парламента, создание исполнитель­ного наднационального органа с конкретными властными пол­номочиями. Этот проект не был реализован, но появилось “экономическое евразийство” – течение евразийства, обосновывающее необходимость воссоздания экономического союза бывших республик СССР.

Обосновывая поддержку Киргизией инициативы казахстанско­го президента относительно создания евразийско­го содружества, президент А. Акаев констатировал, что 98% киргизского экспорта ориентировано на страны СНГ и лишь 2% – на дальнее зарубежье. Ключевая роль в этом процессе при­надлежит России.

Сегодня в русле этого неоевразийского течения особенно успешно интеграционные процессы разворачивают­ся между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Четырехсторонний договор между этими странами провозгласил своей целью создание “ в перспективе сообщества интегрирован­ных государств ”. Далеко идущие перспективы интеграции наме­чаются также в российско-белорусских отношениях. При этом следует отметить, что речь идет не просто об интеграции бывших советских республик, а о международной интеграции, как процессе объединения государств в союзы, блоки, группировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: