Вопрос № 15. ДоктриныДж.С. Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах

Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д.

Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова.

Идеал общественного устройства Дж. С. Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям; экономический прогресс связывал с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности.

Социальные реформы Дж. С. Милля:

введение корпоративной ассоциации, что ликвидирует наемный труд;

социализация земельной ренты при помощи земельного налога;

ограничение неравенства при помощи ограничения права наследования.

Доктрина социальных реформ ДЖ.С. Милля своим возникновением «обязана» его Допущению мысли о том, что нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения”. В этом явное непонимание того, что «производство и распределение не составляют обособленных сфер; они взаимно и почти всесторонне проникают ДРУГ В Друга»‘5. Поэтому тенденциозны и главные положения его реформ, которые Ш. Жид и Ш. Рист свели K трем нижеследующим позициям“:

1) уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации;

2) социализация земельной ренты при помощи земельного налога;

3) ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования.

Качество образования, по Миллю, выявляется не сразу, и, что - бы не позволить правительству «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста. Государственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор «Основ...», необходимо сочетать с системой государственных экзаменов (за неуспех на экзамене взимаемый с родителей налог явится компенсацией за продолжение образования), вменив в обязанность государства обеспечение «денежной поддержки начальной школы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: