Дополнительные

3) методы стимулирования - поощрение, наказание, соревнование.

1. Основной функцией методов приучения является выработка умений и привычек правильного поведения. Кроме того, они оказывают существенное влияние и на формирование сознания: воспитанник получает решающее подтверждение и подкрепление формирующихся убеждений в деятельности, приводящей к определенным результатам.

Приучение - побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего возраста с целью выработки привычек в определенное время укладываться спать, умываться, убирать игрушки, быть вежливым и т.д.

Начинается приучение с показа образца действия и формирования положительного эмоционального отношения к нему. Затем ребенку оказывается помощь в овладении действием, постоянно стимулируется выполнение этого действия (ребенку напоминают о необходимости выполнения действия, одобряют за сделанное). Условиями эффективности приучения являются следующие:

- выполняемое действие должно быть полезным для воспитанника и по возможности полезность его должна быть понятна ребенку;

- действия должны выполняться на основе привлекательного образца;

- для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия;

- действия должны выполняться систематически (всегда при сочетании необходимых обстоятельств), контролироваться и поощряться воспитателем, поддерживаться сверстниками (коллективом);

- по мере взросления действие должно выполняться на основе осознаваемого нравственного требования как один из этапов достижения определенного идеала.

Упражнение - многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы. Используется этот метод в воспитании учащихся среднего и старшего возраста и является логическим продолжением приучения. Строго разграничить приучение и упражнение невозможно, как невозможно и определить, в каком возрасте следует начать применять упражнение: это зависит в большей степени от уровня общего развития воспитанников, их воспитанности.

Основные условия эффективности использования метода упражнения:

- систематичность упражнений;

- анализ и самоанализ результатов;

- поощрение воспитателем и одобрение коллективом совершаемых поступков, их общественное одобрение;

- выполнение поступка на основе осознанного нравственного идеала.

Поручение - определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения бывают постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые. Широко применяется этот метод в детских общественных организациях. Высокую воспитательную эффективность поручения имеют при следующих условиях:

- понятность личностной и общественной значимости поручения;

- соответствие возможностям и интересам учащихся;

- возможность воспитанникам при выполнении поручения проявить инициативу, выступить в роли организаторов;

- педагогический контроль выполнения поручения;

- обсуждение результатов выполнения поручения, одобрение успехов воспитателем и коллективом.

Создание воспитывающих ситуаций - формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (или группу, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников). Например, включение конфликтующих учеников в одну спортивную команду, в одну трудовую бригаду заставляет их сотрудничать, поддерживать друг друга, что «гасит» конфликт.

Требование - прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения. Требования бывают прямые (указание, приказание) и косвенные (совет, намек, просьба), как форма коллективного требования выступает общественное мнение.

Применение требования эффективно при следующих условиях:

- требование должно быть выполнимым;

- предъявленное требование должно быть выполнено;

- в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство;

- выполнение требования должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем;

- требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.

К методам организации деятельности нередко относят и переключение. Его суть в ненавязчивом, незаметном для воспитанника переключении его деятельности с бесполезной или вредной на приносящую пользу, формирующую положительные качества личности.

2. Методы формирования сознания. Основная функция этих методов - усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, - вообще знаний этических, эстетических, экологических, политических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений людей к объектам реальности и неправильности других. При использовании рассказа, беседы, диспута (дискуссии), лекции, примера на первое место выступает словесное воздействие воспитателя на воспитанника, общение с ним с помощью важнейшего средства коммуникации - слова.

Использование примера - формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. Пример используется в воспитании людей всех возрастов. В воспитании используются примеры родителей, близких людей, великих ученых и общественных деятелей, героев борьбы за свободу Отечества, примеры сверстников, героев художественной литературы, кино и др.

Чтобы пример приводил к ожидаемому результату, нужно соблюдать такие требования:

- в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека;

- пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком;

- раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть идеала;

- приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в настоящем;

- не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка, его возможностями освоения образца;

- не следует часто использовать один и тот же пример;

- воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное.

Рассказ - сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного.

Беседа - обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических, эстетических норм, теорий и т.п. Используется беседа в воспитательной работе с воспитанниками всех возрастов и может проводиться с одним воспитанником - индивидуальная, группой - групповая, всем классом - коллективная, фронтальная. Тема беседы может быть определена заранее или вызвана срочной необходимостью обсуждения поступка, события.

При подготовке к беседе и ее проведении следует учитывать такие требования:

- содержание беседы должно быть интересным для детей, близким их опыту;

- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свои мнения;

- не следует слишком быстро отвергать и осуждать неправильные мнения и суждения детей;

- нужно учитывать характер взаимоотношений между детьми;

- после беседы полезно создать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами беседы (конечно, и те требования, которые сформулированы к беседе как дидактическому методу, весьма актуальны).

Диспу т (дискуссия) - активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Этот метод используется в работе со старшеклассниками. Готовится диспут, как правило, заранее. Дней за десять объявляется тема, основные вопросы. Важно, чтобы в коллективе были противоречивые мнения по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала большинство учащихся, была связана с их переживаниями. В ходе диспута необходимо добиться активности его участников в выражении собственных мнений и уважительного отношения к мнениям других. По результатам диспута нельзя принимать каких бы то ни было решений, не следует осуждать участников за неправильные суждения.

Лекция - глубокое доказательное раскрытие воспитателем (лектором) какой-либо нравственной, эстетической, политической или другой темы в старших классах в течение более продолжительного времени, чем обычно отводится на разъяснение или рассказ.

3. Методы стимулирования.

Поощрение - это стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. Без стимулирования поведения и деятельности воспитание невозможно вообще, ибо в основе его (воспитания) - формирование условных рефлексов как ответных реакций на воздействие среды.

В качестве поощрений в педагогическом процессе используются одобрение, похвала, благодарность, поручение почетных обязанностей, награда. Каждый из этих видов поощрения применяется в разнообразных формах в зависимости от складывающейся педагогической ситуации (возраст, индивидуальные особенности воспитанника, положение в коллективе и др.).

В качестве основных требований к использованию поощрения в воспитании можно сформулировать следующие:

- поощрять следует за действительные успехи (правда, следует помнить, что эти действительные успехи выражаются для воспитанника не всегда в регистрируемом повышении уровня обученности - воспитанности, но и в изменении мотива, в затраченных усилиях и др.);

- поощрение должно быть применено своевременно;

- воспитанник должен понимать и принимать поощрение как стимулирование его дальнейшей деятельности;

- поощрение должно находить поддержку коллектива, ближайшего окружения;

- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе, специфику взаимоотношений с воспитателем;

- не следует поощрять часто одних и тех же.

Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

Основными требованиями к этому методу являются следующие:

- понятность наказания воспитаннику;

- наказание не унижает достоинства личности;

- наказание не приносит физических страданий, недопустимо применение физических наказаний;

- наказание соразмерно проступку и разрешает конфликт до конца;

- смысл и необходимость наказания понятны коллективу и поддерживаются им;

- учитывается временное психическое состояние наказуемого, его положение в коллективе, характер взаимоотношений с воспитателем;

- наказание не следует применять часто, при его применении нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- наказание вызывает чувство вины и раскаивания в проступке, стремление в будущем вести себя иначе.

Соревнование - это возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов. Используя этот метод, воспитатель

опирается на естественное стремление детей к состязательности, достижению первенства. Соревнование позволяет внести эмоциональную приподнятость в жизнь коллектива, сделать привлекательной малоинтересную работу (путем введения в том числе элементов игровой деятельности: облечение содержания в фантастические сюжеты, разделение группы на команды с привлекательными названиями и знаками отличия и т.п.).

Сформулируем некоторые общие условия педагогической эффективности соревнования:

- увлеченность воспитанников идеей соревнования;

- привлечение воспитанников к разработке условий соревнования;

- сравнимость результатов выполняемой деятельности;

- тщательный учет хода и результатов соревнования в соответствии с разработанными условиями;

- возможность для каждого участника добиться успеха, проявить свои способности, инициативу.


13. Методы организации деятельности. (методы приручения)

1. Основной функцией методов приучения является выработка умений и привычек правильного поведения. Кроме того, они оказывают существенное влияние и на формирование сознания: воспитанник получает решающее подтверждение и подкрепление формирующихся убеждений в деятельности, приводящей к определенным результатам.

Приучение - побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего возраста с целью выработки привычек в определенное время укладываться спать, умываться, убирать игрушки, быть вежливым и т.д.

Начинается приучение с показа образца действия и формирования положительного эмоционального отношения к нему. Затем ребенку оказывается помощь в овладении действием, постоянно стимулируется выполнение этого действия (ребенку напоминают о необходимости выполнения действия, одобряют за сделанное). Условиями эффективности приучения являются следующие:

- выполняемое действие должно быть полезным для воспитанника и по возможности полезность его должна быть понятна ребенку;

- действия должны выполняться на основе привлекательного образца;

- для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия;

- действия должны выполняться систематически (всегда при сочетании необходимых обстоятельств), контролироваться и поощряться воспитателем, поддерживаться сверстниками (коллективом);

- по мере взросления действие должно выполняться на основе осознаваемого нравственного требования как один из этапов достижения определенного идеала.

Упражнение - многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы. Используется этот метод в воспитании учащихся среднего и старшего возраста и является логическим продолжением приучения. Строго разграничить приучение и упражнение невозможно, как невозможно и определить, в каком возрасте следует начать применять упражнение: это зависит в большей степени от уровня общего развития воспитанников, их воспитанности.

Основные условия эффективности использования метода упражнения:

- систематичность упражнений;

- анализ и самоанализ результатов;

- поощрение воспитателем и одобрение коллективом совершаемых поступков, их общественное одобрение;

- выполнение поступка на основе осознанного нравственного идеала.

Поручение - определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения бывают постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые. Широко применяется этот метод в детских общественных организациях. Высокую воспитательную эффективность поручения имеют при следующих условиях:

- понятность личностной и общественной значимости поручения;

- соответствие возможностям и интересам учащихся;

- возможность воспитанникам при выполнении поручения проявить инициативу, выступить в роли организаторов;

- педагогический контроль выполнения поручения;

- обсуждение результатов выполнения поручения, одобрение успехов воспитателем и коллективом.

Создание воспитывающих ситуаций - формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (или группу, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников). Например, включение конфликтующих учеников в одну спортивную команду, в одну трудовую бригаду заставляет их сотрудничать, поддерживать друг друга, что «гасит» конфликт.

Требование - прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения. Требования бывают прямые (указание, приказание) и косвенные (совет, намек, просьба), как форма коллективного требования выступает общественное мнение.

Применение требования эффективно при следующих условиях:

- требование должно быть выполнимым;

- предъявленное требование должно быть выполнено;

- в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство;

- выполнение требования должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем;

- требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.

К методам организации деятельности нередко относят и переключение. Его суть в ненавязчивом, незаметном для воспитанника переключении его деятельности с бесполезной или вредной на приносящую пользу, формирующую положительные качества личности.


14. Методы формирования сознания.

Основная функция этих методов - усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, - вообще знаний этических, эстетических, экологических, политических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений людей к объектам реальности и неправильности других. При использовании рассказа, беседы, диспута (дискуссии), лекции, примера на первое место выступает словесное воздействие воспитателя на воспитанника, общение с ним с помощью важнейшего средства коммуникации - слова.

Использование примера - формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. Пример используется в воспитании людей всех возрастов. В воспитании используются примеры родителей, близких людей, великих ученых и общественных деятелей, героев борьбы за свободу Отечества, примеры сверстников, героев художественной литературы, кино и др.

Чтобы пример приводил к ожидаемому результату, нужно соблюдать такие требования:

- в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека;

- пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком;

- раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть идеала;

- приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в настоящем;

- не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка, его возможностями освоения образца;

- не следует часто использовать один и тот же пример;

- воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное.

Рассказ - сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного.

Беседа - обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических, эстетических норм, теорий и т.п. Используется беседа в воспитательной работе с воспитанниками всех возрастов и может проводиться с одним воспитанником - индивидуальная, группой - групповая, всем классом - коллективная, фронтальная. Тема беседы может быть определена заранее или вызвана срочной необходимостью обсуждения поступка, события.

При подготовке к беседе и ее проведении следует учитывать такие требования:

- содержание беседы должно быть интересным для детей, близким их опыту;

- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свои мнения;

- не следует слишком быстро отвергать и осуждать неправильные мнения и суждения детей;

- нужно учитывать характер взаимоотношений между детьми;

- после беседы полезно создать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами беседы (конечно, и те требования, которые сформулированы к беседе как дидактическому методу, весьма актуальны).

Диспут (дискуссия) - активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Этот метод используется в работе со старшеклассниками. Готовится диспут, как правило, заранее. Дней за десять объявляется тема, основные вопросы. Важно, чтобы в коллективе были противоречивые мнения по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала большинство учащихся, была связана с их переживаниями. В ходе диспута необходимо добиться активности его участников в выражении собственных мнений и уважительного отношения к мнениям других. По результатам диспута нельзя принимать каких бы то ни было решений, не следует осуждать участников за неправильные суждения.

Лекция - глубокое доказательное раскрытие воспитателем (лектором) какой-либо нравственной, эстетической, политической или другой темы в старших классах в течение более продолжительного времени, чем обычно отводится на разъяснение или рассказ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: